Найти в Дзене
CatGeek

Во что поиграть: Martha is Dead

Привет, читетели!
Хорроры — интересная штука. Кто-то трясется от скримеров во «Фредди», а кто-то с каменным лицом играет в Visage. И вот, в том году вышла игра, позиционирующая себя, как хоррор, под названием Martha is Dead. И прошла бы она незамеченной, если бы в трейлере не было противных (для здравомыслящих людей) кадров, из-за которых Sony зацензурили и трейлер, и игру, а шум об этом не появился бы в интернете.

Итак, вкратце о сюжете. Итальянская деревушка, 1944 год, девушка по имени Джулия, дочь фашистского солдата, решила пойти поснимать на свою камеру озеро. И вот, выставляя параметры, она видит, что в озере что-то плавает, и это совсем не лебеди. Подойдя ближе, девушка видит тело своей сестры-близнеца Марты, слышит приближающиеся голоса родителей, и не придумывает ничего лучше, чем взять кулон сестры и надеть его на себя. Родители подмены не замечают и принимают одну дочь за другую. А дальше начинаются трипы, вызванные муками Джулии за то, что присвоила личность сестры, и все это вкупе с провалами в памяти и попытками понять: а кто, собственно, убил Марту?

Игра чертовски красива. Несмотря на некоторое мыло (автор играл на Xbox SeS) и около 30 фпс, картинка все равно захватывает. Однако этот плюс перекрывается огромным количеством невидимых стен, из-за которых не всегда понятно, как добраться до необходимой точки, а иногда просто ГГ застревает в текстурах, и без перезагрузки не выбраться. Оптимизация — лежит в одном гробу с Мартой. Нужные скрипты не всегда запускаются, при скромных требованиях — пресловутые 30 кадров с просадками.

Прохождение займет от силы часов 5, а назвать ее хоррором у меня язык не повернется. Да, постоянно ждешь, что из-за угла выскочит бабайка, но даже скримеров на всю игру 1–2 штуки, равно как и противных моментов с отрезанием лица и прочим членовредительством. В такие моменты, кстати, играет какофония из расстроенных инструментов, которая вызывает неприятный мороз по коже, но именно неприятный, а не пугающий. Сам геймплей представляет побегушки от подвала дома до озера несколько раз, чтение писем, съемку и длинные монологи Джулии по поводу происходящего. Посему, главе на 4 появляется желание забить болт и пройти на известном видеохостинге.

Единственный плюс — механика фотосъемки. Джулия расскажет, как снимать, какую пленку использовать (а по ходу игры их найдете много), какие параметры выставить и т.д. Любителям старой доброй фотографии до этих ваших мыльниц и цифровых — зайдёт. Единственное, игра облегчит вам жизнь, и сама подскажет, где нажать Х для победы, если вы что-то сделаете не так. К сожалению, эта механика по сюжету понадобится всего несколько раз (хотя есть цепочка квестов, в которых нужно найти и снять определенное место). Ну и если у вас уйма свободного времени, и вы хотите побродить по небольшой локации и пощелкать камерой направо-налево. Также в определенный момент Джулия найдет свой «Кукольный театр», с помощью которого нужно будет воспроизвести произошедшие события и найти для себя ответы (здесь вспоминается «Эффект бабочки», где ГГ, читая записи в дневнике, вспоминал и менял свое прошлое). Есть необязательный, но, судя по отзывам, сломавший мозг не только мне, квест — а именно передача зашифрованного сообщения по радио. Инструкции толком нет, делайте, что хотите (я почему-то вспомнил загадку из Silent Hill с пианино, которую в лохматые 90-е не перевели на русский).

Итак, если вы рассчитываете на атмосферный ужастик, который захватит дух и подкинет ряд интереснейших головоломок, а также если вам надоели истории о шизах (это не спойлер, игра буквально начинается с предупреждения) — то даже не буду советовать. Разочаруетесь. А вот кому эта игра понравится, так это любителям историй про игры подсознания. Мне вообще финал напомнил «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, где ты сам должен дать ответы на все вопросы. Лично у меня ближе к концу игры начала ехать крыша вместе с ГГ, и я уже не понимал, во что, собственно, играю, и что происходит. Для большего погружения советую оставить итальянский дубляж и русские субтитры.
Вашу версию событий произошедшего хочу увидеть в комментариях. Приятной вам игры и душевного равновесия!

Автор: Василий Мардарь.