Беда, и не только среди школьников, как выяснилось - люди любят, слыша знакомые слова, кричать, что знают, о чём речь. Особенно меня покоробило это на курсах повышения квалификации - казалось бы, не просто взрослые люди, а учителя, можно хотя бы немного думать перед тем, как кричать - но нет.
Две ситуации по относительно горячим следам записал. Время действия - середина ноября, место действия - образовательный центр "Сириус", действующие лица - учителя математики со всей нашей необъятной.
Ситуация 1. Эйлер, раскраски - это у нас было!
Лекция с заявленным названием "Теорема Эйлера о плоских графах, следствия, раскраски поверхности". Удивительно, но лектор именно об этом рассказывает. В начале делает анонс, в котором люди реагируют на несколько слов, которые днём ранее услышали - и зачем-то смущают лектора ложным откровением, будто бы что-то из предлагаемой темы уже рассказывалось. Я где-то минут пять пытаюсь вспомнить, что они приняли за эту тему, наконец вспоминаю - но уже поздно уверенно сообщить уважаемому человеку, что его ввели в заблуждение. Поэтому молчу, только на третьей попытке лектора сделать отсылку к тому, чего не было, всё-таки решаюсь ему сообщить, как на самом деле устроен мир.
К слову, не понимаю, для чего учителям на курсах про графы рассказывают - кто их не знает, всё равно уже не сможет овладеть в достаточной мере для кружков, а тем, кто знает, тем более бессмысленно. Я просто насладился качественным изложением, в очередной раз, сравнил с тем, как читаю это сам, нашёл много общего и немного различий.
Ситуация 2. Арнольд... да не тот!
Ещё интереснее случай, когда лектор упоминает Виталия Арнольда, посвящая его памяти своё выступление (на самом деле, посвящение было в презентации, которая делалась к докладу в другом месте, но не суть) - из зала следует возглас, что "нам накануне рекомендовали его книгу". На самом деле, "Задачи для детей от 5 до 15" - книга Владимира Игоревича Арнольда, а не Виталия Дмитриевича.
Если кто не в курсе и не хочет читать Википедию по ссылкам: Владимир Игоревич Арнольд - академик РАН, один из крупнейших математиков ХХ века; Виталий Дмитриевич - его племянник, тоже математик, выдающийся педагог и организатор олимпиад.
Ну то есть это как на разговор об Алексее Толстом заявить, что читал его "Войну и мир" - в приличном обществе никому и в голову не придёт такое ляпнуть... Слушать, думать, анализировать - зачем? Главное же прокукарекать, а там - хоть и не рассветай вовсе!
Почему люди так поступают? С детьми на уроке я ещё могу понять - это страсть выделиться вкупе с отключенным критическим мышлением, они стремятся себя зарекомендовать и не боятся ударить в грязь лицом, глупо ошибившись. Но что пошло не так у взрослых, почему учителя (не среднестатистические, которых не ругает только ленивый и хорошо воспитанный, прошедшие отбор и приехавшие учиться в федеральный образовательный центр) так себя ведут?
Нет ответа. Инфантилизм общества запредельный, разве что. Как говорится, не взрослые - а постаревшие дети, то есть люди стареют, не взрослея. Грустно. Ибо чему вот такие дети cмогут научить других детей?..