Когда я изначально стал увлекаться кино по-настоящему, в прочтения пошла многочисленная литература, статьи, разборы фильмов по частям. Конструкция создания кино всегда интересна, а разные эпохи кинематографа добавляли в этот жанр что-то новое, что-то революционное. Свой вклад в увлечение положила книга Игоря Беленького «История кино», а также биографическая литература про разных деятелей кино.
Европейские режиссёры базировались на иных источниках вдохновения, нежели голливудское кино. Если мейнстрим ориентировался на вкусы зрителя, то киноавангард эпатировал публику, стремился её шокировать и навязать свою практику в культуре. Традиция кино как зрелища, магического театра восходит к фильму французского режиссёра Жоржа Мельеса «Путешествие на луну» 1902 года, который он раскрасил вместе с своей дочерью. Для киноавангарда характерны: разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений.
1. Экспрессионизм в кино
Шок поражения в Первой мировой войне на фоне относительной изоляции немецкой киноиндустрии способствовал тому, что завладевшие немцами эмоции разочарования, тревоги, возмущения и т. д. стали выплёскиваться на киноэкран. Для немецких фильмов того времени характерны гротескные искажения пространства, контрастное освещение, сдвиги. Художники деформируют действительность, обращаются к мистике, иррациональному, фантасмагорическому, гротескному, к обостренной эмоциональности. Меланхолия, истеричность, психопатия, крики протеста. Особую значимость получают художественные образы безобразного.
«Кабинет доктора Калигари» Роберт Вине,
1920 год
Этот мистический триллер считается первым фильмом в жанре киноэкспрессионизма. Геометризованные декорации «Кабинета доктора Калигари» предельно далеки от реализма. Изображения фонарей, теней и предметов нанесены прямо на стены помещения. Расстройство психики главного героя, его нестабильная внутренняя реальность передаётся при помощи съёмки с острого угла и т. н. «субъективной» (шатающейся, подвижной) камеры. Игра актёров экзальтирована, их мимика и жестикуляция утрированы, изобилуют крупные планы. Широко используются цветные светофильтры.
«Носферату, симфония ужаса» Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 год
Фридрих Вильгельм Мурнау прославился в начале 1920-х фильмами про вампиров «Носферату. Симфония ужаса» 1922 г. Изначально режиссер планировал экранизировать «Дракулу» Брэма Стокера, но киностудия не смогла приобрести права на книгу, тогда Мурнау изменил имена персонажей и переиначил сюжет.
«Метрополис» Фриц Ланг, 1927 год
Антиутопия ставит под сомнение технический прогресс и его блага для человечества. Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. В массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек, из них 750 детей; 1100 человек для участия в массовке эпизода с Вавилонской Башней согласились побрить головы. Для фильма было построено грандиозное количество миниатюрных моделей, изображавших как исполинские здания и машины будущего, так и отдельные автомобили.
2. Дадаизм в кино
Дадаизм – это попытка эскапизма, спасительная реакция на устрашающие события Первой мировой войны, наркотик, игра. Отказавшись от правдоподобной имитации предметного мира перед художниками открываются новые возможности. Художники-дадаисты, преимущественно французы, снимали также и кино. Основные приёмы, такие как коллаж — рваные фрагменты произвольно складываются в сбивающее с толку единое целое. Ассамбляжи и готовые объекты, которые не возможно воспринимать как искусство – сами по себе неприятные ржавые, сломанные.
«Механический балет» Фернан Леже, 1924 год
В процессе развития дадаизма, художники данного движения начинают изучать киноплёнку и как она работает. Их подкупает факт того, что фильмы делаются за счёт «машины», и что с помощью этой «машины» они могут «воодушевлять» свои самые сумасшедшие задумки. Искажение стало главным фактором интереса дадаистов к кино- обыденные вещи стали искажать с помощью киноплёнки, и чем больше было не понятно, тем больше находили абсолютно новые «понятности».
«Антракт» Рене Клер, 1924 год
Период дадаизма официально завершается в 1924 году, но идеи дада плавно переходят в другие движения: во Франции дадаизм соединяется с сюрреализмом, а в Германии находит отголоски в экспрессионизме, тем самым сохраняя свои ценности и культурную значимость на долгие годы.
3. Советский киноавангард
Течение в искусстве 1920-1930-х годов, которое характеризуется поиском новых средств художественной выразительности и экспериментами с монтажом. Направление было тесно связано с обновлением искусства после революции, а многие его представители занимались в том числе анализом киноязыка.
«Броненосец Потемкин» Сергей Эйзенштейн,
1925 год
Фильм, перевернувший представление о постановке, монтаже и работе с камерой. В нем нет главных героев и персонажей, нет актёрской игры, а лишь толпа статистов, но постановка сцен, динамика событий держат в напряжении даже современного зрителя в течении всего фильма, исключительно благодаря монтажу и операторской работе. По сложности и изобретательности монтаж не уступает современным, часто он превосходит их, поэтому Эйзенштейна называют королём монтажа. Сотни изобразительных кусков были сняты с учётом того, как они будут переходить друг в друга, связываться не внешними, а внутренними причинами. В «Потёмкине» монтаж оказывается и формой и содержанием – это было открытием.
Пример драматичного монтажа — сцена с изображением трёх каменных львов у ограды дворца – спящего, пробуждающегося и поднявшегося на задние лапы –лев словно оживает.
Сцена с детской коляской на лестнице считается самой цитируемой сценой в кино, а сам фильм традиционно входит в списки лучших фильмов всех времён и народов. Изначально эпизода с лестницей не было в сценарии вообще. Но когда Эйзенштейн оказался здесь, его буквально осенило, как напишет потом в мемуарах: вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев.
«Человек с киноаппаратом» Дзига Вертов, 1929 год
Через 4 года на эксперимент решается ещё один молодой энтузиаст. Этот полнометражный фильм, отрывок из дневника кинооператора, называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.
Фактически абстрактный в смысле бессюжетности фильм. Нет актёров, нет декорации, нет художественной постановки. Всё натура. Все ситуации реальны. Режиссёр и оператор выступают творцом нового мира, который остаются вне поля человеческого зрения, его способен запечатлеть «киноглаз».
В картине комбинируются такие приёмы, как съёмка от первого лица, метод «скрытой камеры», скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре, монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений, и даже slow-motion. Музыка идёт не фоном, а дополняет части фильма.
4. Сюрреализм в кино
Исследователи изначально отмечали близость между кинопросмотром и сном. Киноавангард лучше всего лёг на сюрреализм. Большинство авангардных практик тяготело к абстракции и деконструкции, в то время как сюрреализм не отказывался от жизнеподобия.
«Андалузский пес» Луис Бунюэль, 1929 год
Психоанализ Фрейда во многом вдохновил и теоретиков кино и режиссёров. В нём происходит удовлетворение как вуаеризма (синдрома подглядывания), так и идентификации себя с персонажем (компенсаторная функция искусства).
Как вспоминал в своих мемуарах Луис Бунюэль, вместе с Дали они будили друг друга по ночам, чтобы записать моменты снов, пока те ещё в памяти. Так пришла идея с монахами, тянущими тушу животного и с мухами, выползающими из ладони.