«Tour d’Afrique»: это поездка через весь Африканский континент.
Она трудна для велосипедистов и изнурительна для тела.
Я смотрел вперед сквозь тикающий жгучий капли пота, а дорога, покачиваясь перед глазами, уходила вдаль тонкая серая линия с бесконечными голыми равнинами по обеим сторонам. Мы уже поехали 80 км и надо было преодолеть еще столько же. Солнце палило нещадно, пустынный ветер был безжалостным – казалось, я ехал прямо навстречу струе из горячего фена. К тому же с песком. Что за идиотское место для велопохода!
Это был мой первый день «Tour d’Afrique», традиционной велогонки на длинную дистанцию от Каира (Cairo) до Кейптауна (Cape Town), самых северных и южных точек Африки. Ежегодная проверка на выносливость из конца в конец по континенту длиной около 12000 км, разделенных на 80 этапов 14 дней, занимала целых четыре месяца. И когда одни крутят педали всю дистанцию, те, у кого меньше времени, могут проехать только один этап, что тоже очень непросто. Кроме того, командная эстафета и в 2009 году я входил в команду Lonely Planet: два велогонщика проходили свой этап, а потом передавали эстафетную палочку следующим.
«Tour d’Afrique» стартует возле одной из самых известных достопримечательностей Африки, пирамид Гизы (Pyramids of Giza), на окраине Каира. После обязательных фотографий на фоне громадных монументов и одной, сделанной по традиции на удачу, перед Большим Сфинксом, пелотон отправился на юг. Грандиозное путешествие началось. Детали маршрута меняются ежегодно, потому что строятся новые дороги и закрываются границы, да и политическая ситуация в некоторых странах может быть нестабильный, затрудняет их посещение, но в целом «Tour d’Afrique» следует по одному и тому же пути. Из египетской столицы велосипедисты направляются к Красному морю, затем едут по прибрежной дороге, прежде чем отправиться вглубь материка, чтобы достичь долины Нила (Nile Valley) и полюбоваться пальмами и полями – пейзажи почти не изменились со времен фараонов.
После пересечения на пароме водохранилище Насер (Lake Nasser) велосипедисты оказываются в Судане, где их ждут несколько очень трудных дней на песчаных дорогах, ведущих через нубийскую пустыню (Nubian Desert), восточная продолжение Сахары (Sahara). В этой отдаленной части Африки, где маршрут в лучшем случае можно назвать сложным, велогонка выходит на новый уровень, требующий особой выносливости и полной концентрации сил.
В Хартуме (Khartoum) началось мое собственное приключение: на раскаленном шоссе, сущим через бесконечную пустыню, я присоединился к своему товарищу по команде Lonely Planet. Расстояние между городами были большими, мы часто останавливались, чтобы напиться и отдохнуть, в придорожных закусочных, и были просто одиночными лачугами в окружении песков. Мы брали стаканчики сладкого черного чая, а неожиданным и вкусным бонусом было сахарное печеньице. Чай с печеньем давали энергии еще на час-другой напряженной езды.
В Судане мы пересекли границу и въехали в Эфиопию. И почти сразу же плоская пустыне сменилось живописным ландшафтом из зеленых волнистых холмов, а идеально прямые дороги уступили место извилистым с частыми поворотами. Мы поднимались на Эфиопское нагорье (Ethiopian Highland), иногда эту горную систему называют «Крышей Африки».
С высоты велосипедов открывался хороший обзор: мы видели местных жителей, работающих на полях, занимающихся повседневными делами, детей, идущих в школу. К нам присоединилась группа эфиопских велосипедистов. Было интересно болтать с ними об эффектных пейзажах, жизни в Эфиопии, развитии и проблемах местных любителей велоспорта.
После Эфиопии «Tour d’Afrique» проходил по Кении. И хотя горы остались позади, маршрут стал еще сложнее – нужно было пересечь бесплодную пустыню Дида Галгалу (Dida Galgalu Desert). Когда команда Lonely Planet была здесь в 2009 году, страшный ливень превратил проселочные дороги сплошную жидкую грязь. Позже один из велосипедистов сказал, что это была не просто велогонка, а серьезное испытание на выживание.
День подъема зеленые предгорья горы Кения (Mt Kenya) был приятным, настроение улучшило и пересечения экватора. Оттуда поездка в Найроби (Nairobi) и дальше в Танзанию была несложной – классическая африканская саванна с акациями с плоскими верхушками. Когда едешь на велосипеде, тебе проще заметить обезьян, жирафов, зебр и других диких животных, которые могут и не увидеть автомобилисты. А природа казалось еще прекрасней на фоне заснеженной вершиной Килиманджаро (Kilimanjaro).
Следующим пунктом назначения стала Малави. В этой небогатой стране велосипедисты были повсюду: металлические «вьючные животные», перевозящая небольшие вязанка дров, горы кирпичей, огромные канистры с бензином, рулоны гофрированного железа и даже кровати. Между местными жителями и участниками «Tour d’Afrique» было нечто общее – два колеса. И они давали нам идеальную возможность дружески приветствовать друг друга кивками, улыбками, взмахами рук, обмене обмениваться добрыми словами.
В Замбии длинные участки прямых дорог прорезали обширную необжитая местность, ведя к еще одной всемирно известный африканской достопримечательности – водопаду Виктория (Victoria Falls), где река Замбези (Zambezi River) обрушивается в ущелье, поднимая облако брызг, видных издалека. Очень приятное зрелище в конце трудного дня в седле!
За Замбези находится более развитые страны, Ботсвана и Намибия, но насладиться комфортом мешали длинные дни в седле, после примерно 208-километровый «королевский этап» под Транскалахарской автомагистрали (Trans Kalahari Hwy). А если это протяженность вас не впечатлит, знайте, что велосипедисты вполне могут встретить на дороге слонов – вот тут-то сердце точно учащенно заколотится.
А затем пришел черед конечного этапа через ЮАР, и велосипедисты снова оказываются ближе к потрясающей природе – последние отрезки маршрута идут по бездорожью, через Намакваленд (Namaqualand) и рельефные оранжевые скалы гор Седерберг (Cederberg).
«Tour d’Afrique» заканчивается, как и начинается, у всемирно известной достопримечательности: утомленные, но ликующие велосипедисты преодолевают плоскую вершину Столовой горы (Table Mountian), чтобы добраться до Кейптауна и завершить по-настоящему грандиозную поездку. Д.Э.
🚲РЕКОРДСМЕНЫ В ВЕЛОГОНКЕ ОТ КАИРА ДО КЕЙПТАУНА
Первая велогонка «Tour d’Afrique» в 2003 году определила критерии в области велогонки на длинную дистанцию. Был установлен и мировой рекорд, когда девять велосипедистов проехали путь от Каира до Кейптауна за 120 дней. В течении следующего десятилетия он был побит несколькими велосипедистами одиночками. А в 2015 году британский велогонщик Марк Бомонт установил новый рекорд, проехав около 10812 км всего за 41 день и 10 часов и 22 минуты.
КОМПЛЕКТ ИНСТРУМЕНТОВ
Начало // Каир, Египет
Конец // Кейптаун, ЮАР
Расстояние // Около 12000 км. Маршрут меняется, но обычно идет через Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Малави, Замбию, Ботсвану и Намибию. Велосипедисты могут участвовать в велогонке (с соревновательными участниками в большинство дней) или совершить «экспедицию» (что означает простое участие).
Продолжительность // На преодоление всего расстояния около 120 дней, которые делятся на 90 дней в седле и 30 дней для отдыха / осмотра достопримечательностей.
Когда ехать // «Tour d’Afrique» проходит каждый год, обычно с середины января по середину мая. Организатор – «TDA Global Cycling» (www.tdaglobalcycling.com/tour-dafrique).
Дополнительная информация // Припасы и снаряжение для кемпинга перевозятся на грузовиках. Некоторые велосипедисты также могут воспользоваться грузовиками, чтобы сократить ежедневное сидение в седле.