Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Подарки по телефону" (СССР, 1978) и "Выкуп" (СССР, 1987): "за" и "против"

Подарки по телефону. СССР, 1978. Режиссер Алоиз Бренч. Сценарист Андрис Колбергс. Актеры: Стасис Петронайтис, Эугения Плешките, Харийс Лиепиньш, Хелга Данцберга, Петерис Лиепиньш, Паул Буткевич, Интс Буранс, Виктор Плют, Ивар Калныньш, Гунарс Цилинский и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алоиз Бренч (1929–1998) – автор известных детективов. Большим успехом у зрителей пользовался его сериал «Долгая дорога в дюнах»… Всего А. Бренч поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Двойной капкан», «Свет в конце тоннеля», «Тройная проверка», «24–25» не возвращается», «Шах королеве бриллиантов», «Когда дождь и ветер стучат в окно», «Подарки по телефону», «Быть лишним», «Ключи от рая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Драка в товарном вагоне. Опрокидывающийся грузовик, наполненный бутылками. Вечеринка современных акселератов. Окровавленное лицо. Варьете с танцовщицами. Бегущий человек. Драка среди разбивающихся вдребезги аквариумов. Резкая, динамичная музыка. Примерно так выглядел рекламный ролик фильма Алоиза Бренча «Подарки по телефону». Очередной боевик? Нет, и хотя эти сцены действительно, есть в фильме, он выгодно отличается от такого рода лент серьезным, вдумчивым отношением к материалу. Перед нами – психологический детектив. Причем, в центре картины не опасная работа оперативников — как, например, в фильмах «24—25 не возвращается» и «Свет в конце тоннеля» того же А. Бренча, не разоблачение порочного мира преступности («Ключи от рая», «Быть лишним»), а трагедия обыкновенного человека — машиниста состава «Рига—Клайпеда» Петерсона (С. Петронайтис), которого пытается использовать в своих целях организованная банда.

Впрочем, и такой поворот сюжета нельзя назвать открытием. Борьба или бессилие одиночки против представителей зла на Земле — эта тема тоже не нова в мировом кинематографе... Но авторы «Подарков по телефону» сумели открыть в этой теме новую грань. Их интересуют, прежде всего, человеческие характеры, поступки, непростые моральные проблемы, стоящие перед главным героем фильма. Ситуация, в которую попадает Петерсон, почти безвыходная: получая крупные суммы денег от неизвестных лиц, он понимает, что втянут в преступную игру. Принять ее правила — значит, стать самому преступником. Пойти в милицию, не имея веских доказательств, значит, подвергнуть риску себя и своих детей: банда на свободе, она может жестоко отомстить. Петерсон пытается найти некий третий выход — разоблачить преступников самому...

А. Бренч разрабатывает детективную тематику последовательно и плодотворно, доказывая, что это не второстепенный жанр. … Детектив дает возможность показать человека в критических ситуациях, то есть обнажить его даже ранее скрытые черты, как низкие, так и благородные. Именно в этом жанре Алоиз Бренч нашел свое призвание. Каждый новый фильм режиссера сделан с еще большим мастерством, чем предыдущий. Характеры героев фильм разрабатываются более глубоко и интересно. В «Подарки по телефону» неожиданно вторгаются элементы поэтического кино, с его непременным «рапидом». Никаких лишних деталей, необязательных сцен. Жесткий монтажный режим, четкий ритм, безукоризненные трюковые съемки (у Бренча всегда заняты отличные каскадеры), единство музыки и изображения. … Алоиз Бренч исследует преступность как социальное зло, стремится выявить его корни и истоки, причины существования. Режиссера интересуют не только профессиональные качества сотрудников сыска, но прежде всего нравственное превосходство: над преступниками. Все это делает произведения Бренча явлением незаурядным. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что фильм режиссера – хороший подарок для любителей детективов.

Киновед Александр Федоров

Мнения зрителей XXI века о «Подарках по телефону» резко разделяются на «за» и «против»:

«За»:

«Фильм отличный, очень хорошо сработан и имеет сильный сюжет. О качестве фильма говорю лишь в сравнении с аналогичными "профессиональными" фильмами» (Андриан).

«Мне этот фильм понравился. Один из лучших фильмов Рижской киностудии. Есть и интригующий сюжет, вполне связный и логичный сценарий, есть живые, жизненные персонажи, неплохой подбор актеров, хорошая музыка, немало удачных съемок. Создателям фильма удалось соблюсти меру между интригой и реализмом, между лиризмом и героизмом. Разумеется, при желании в фильме можно найти и определенные недостатки, натяжки и, само собой, вездесущие киноляпы. Но их не очень много, и они почти не раздражают в отличие от большинства других фильмов на криминальную тему» (Руал).

«Против»:

«Фильм производит впечатление пародии на детектив. Тут ругали "Черный бизнес" за это, но "Черный бизнес" – серьезнейший детектив в сравнении с "Подарками по телефону". Фильм сделан так, как будто рижский угрозыск и ОБХСС не знали методов оперативно–агентурной работы» (Сергей).

«Тоскливое зрелище – масса достойных талантливых актеров сплотились в скучнейшее нечто с опереточными злодеями, нелепыми персонажами, примитивными диалогами и прекрасной узнаваемой фирменной музыкой Раймонда нашего любимого Паулса» (Анастасия).

Киновед Александр Федоров

-2

Выкуп. СССР, 1987. Режиссер Александр Гордон. Сценаристы Александр Булганин, Николай Иванов. Актеры: Борис Щербаков, Эммануил Виторган, Ирина Метлицкая, Сергей Приселков, Олег Голубицкий, Алексей Иващенко, Георгий Мартиросьян, Омар Волмер, Роза Макагонова, Вероника Изотова, Борис Химичев и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Гордон (1931-2020) поставил девять полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сергей Лазо», «Сватка в пурге», «Двойной обгон» и «Выкуп») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Отношение к этому фильму А. Гордона, рассказывающему о борьбе с жестокими террористами, отношение советской прессы было «кислым».

В «Советском экране» отмечалось, что «поклонники приключенческого жанра будут разочарованы: в фильме нет пиков высокого напряжения, события развиваются неторопливо, никто из персонажей особенно не нервничает, словно они уже ознакомились со сценарием и теперь спокойны за свою судьбу. Обилие второстепенных сюжетных линий размывает действие, отвлекает от главного, лишая зрителей элементарной возможности сопереживания» (Киселев, 1987: 9).

Так или иначе, пользуясь отсутствием конкуренции со стороны западных триллеров и боевиков, Александр Гордон в 1970–х – 1980–х годах собрал неплохой урожай зрительских симпатий, однако уже на старте 1990–х он почувствовал бесперспективность продолжения такого рода жанровых экспериментов в новых политических и экономических условиях и навсегда ушел из игрового кино…

Киновед Александр Федоров