Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Женщина в белом" (СССР, 1982) и "Джульбарс" (СССР, 1936): разные фильмы, разные мнения...

Женщина в белом. СССР, 1982. Режиссер Вадим Дербенев. Сценаристы Анатолий Горло, Вадим Дербенёв (по одноименному роману Уилки Коллинза). Актеры: Гражина Байкштите, Александр Абдулов, Аквелина Ливмане, Эдуард Марцевич, Виталий Шаповалов, Владимир Зельдин, Эугения Плешките, Ирина Губанова, Леонид Ярмольник, Владимир Басов и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Вадим Дербенев (1934–2016) начинал как оператор и «оттепельный» лирик (оператор: «Человек идет за солнцем», режиссер: «Путешествие в апрель»), но затем стал приверженцем жанрового, преимущественно детективного кино. Всего на его счету 26 фильмов и сериалов, три из которых («Тайна «Черных дроздов», «Женщина в белом» и «Змеелов») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

Советская кинопресса отнеслась к экранизации романа «Женщина в белом» в целом позитивно.

-4

Кинокритик Валентин Михалкович (1937–2006) писал, что «авторы фильма, поставленного по роману Коллинза, точно ощутили двойственность или, точнее сказать, неоднозначность первоисточника. И психологическая, лирическая — одним словом, человеческая сторона романа увлекла их не меньше, чем детективная. … то же касается актеров, то созданные ими образы тоже совершенно «коллинзовские». Юная Гражина Байкштите пленяет в роли Лоры и трогает в роли ее «двойника» — Анны Кэтерик. Александр Абдулов в роли Уолтера Хартрайта серьезен, бесстрашен, романтичен. Персиваль Глайд в исполнении Эдуарда Марцевича — «настоящий джентльмен» с душой настоящего «джентльмена удачи» (Михалкович, 1982).

-5

Я согласен с Валентином Михалковичем: «лента В. Дербенева сделана старательно. Кадры продуманно живописны, впечатляющи по композиции и цвету (оператор В. Пиганов), сюжет излагается обстоятельно, эпизоды ладно пригнаны друг к другу. Всегда приятно видеть или взять в руки предмет, тщательно обработанный. Тогда ощущается не только сам предмет, но любовное отношение к нему мастера. Оно сквозит в отделанности, отглаженности деталей, в их идеальном соответствии друг другу. Кинематографическая «Женщина в белом» и воздействует прежде всего своей добротностью. … Из двух путей экранизации «Женщины в белом» – обличительного, подчеркивающего всевластие бюрократических бумаг, и романтического, подчеркивающего силу чувства, – создатели фильма предпочли второй, доказывая, что тяга к романтизму свойственна нашему времени в не меньшей степени, чем эпохе Коллинза» (Михалкович, 1982).

-6

Здесь надо сказать, «Женщина в белом» Вадима Дербенева (как и его иные детективные ленты на зарубежном материал) для советских зрителей 1980–х своего рода заменителем многих отсутствовавших в тогдашнем прокате британских и американских костюмных детективов.

С другой стороны Вадим Дербенев был абсолютно прав, сделав ставку на Александра Абдулова (1953–2008) и Гражину Байкштите, чья молодость и красота, бесспорно, привлекла в кинотеатры миллионы зрителей.

И если Александр Абдулов к началу 1980–х уже был звездой советского экрана, то именно «Женщина в белом» превратила в звезду литовскую красавицу Гражину Байкштите (известную ранее по менее нашумевшим лентам «Миллионы Ферфакса» и «Братья Рико»).

-7

Как это часто бывает с экранизациями известных книг, о фильме «Женщина в белом» зрители спорят и сегодня:

«В детстве меня гипнотизировал этот фильм. Такие прекрасные, такие несоветские женщины, атмосфера тайны и тумана, что–то готическое увлекательное... Сюжет вспоминается с трудом, а атмосфера осталась!» (Марина).

«Советская экранизация не самая худшая среди английских и американских. Хотя, посмотрев её ещё в юности, я не ощутил таинственности и зловещности, нагнетаемых Коллинзом. Фильм, в целом воспринимается как некий кинематографический пейзаж» (Э. Логоев).

«Фильм для школьниц средних классов. Простенький, костюмированный, с элементами сказки – спящая красавица, принц, злой колдун и добрая фея–сестра. Актеры никакие, разве что В. Шаповалов (граф Фоско) внес некоторые штрихи в портрет злодея – этакий сластолюбивый, любящий пожить в удовольствие стареющий мерзавец. Можно было бы снять и более интересно, в фильме же события развиваются линейно. Скучно» (Ир).

Киновед Александр Федоров

-8

Джульбарс. СССР, 1936. Режиссер Владимир Шнейдеров. Сценаристы Габриэл Уреклян (Габриэль Эль–Регистан), Владимир Шнейдеров. Актеры: Николай Макаренко, Наталья Гицерот, Николай Черкасов, Иван Бобров, Андрей Файт, Николай Телешёв и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Многолетний телеведущий «Клуба кинопутешествий» Владимир Шнейдеров (1900–1973) в первой половине своей творческой карьеры – в 1930–х годах – был режиссером игрового кино (затем он работал в документальном кинематографе и на ТВ). В. Шнейдеров поставил всего четыре игровых фильма, но самый знаменитый из них – «Джульбарс» – стал одним из главных зрительских любимцев (особенно – для детской аудитории).

Знаменитый киновед Виктор Демин (1937–1993) писал о «Джульбарсе» как о вестерне с элементами шпионского детектива: «Действительно, многое в фильме выдает прямую оглядку на этот жанр — характерные приемы построения интриги, способы характеристики, воссоздания атмосферы. «Шпионский» отросток сюжета, собственно, уточняет связь злодея Абдулло с зарубежным центром непроясненного спектра (то ли эмигранты–контрреволюционеры, то ли ведомство соседней страны по засылке диверсантов на нашу территорию, или и то и другое разом). Посыльным Абдулло оказывается пастух Керим, недовольный своим положением при новой власти, — раньше его отец владел несметными отарами. (В роли Керима снимался молодой еще в ту пору Андрей Файт, начав тем самым примечательное, почти полувековое шествие но нашим экранам в ролях шпионов и предателей). … Сюжетное своеобразие «Джульбарса» в том–то и состоит, что он рассказывает о пасторальном, совершенно счастливом и безмятежном житье людей природы, которым вовсе не о чем было бы тужить, если бы не происки врага из–за кордона. Скромный фильм, имеющий и сегодня неизменный успех у детской аудитории, стал своего рода провозвестником — в нем проглядывали типологические черты драматургии последующих довоенных и послевоенных фильмов» (Демин, 1980: 72, 74).

Киновед Александр Федоров