Круг. СССР, 1973. Режиссер Герберт Раппапорт. Сценаристы: Эдгар Дубровский, Евгений Худик, Герберт Раппапорт. Актеры: Александр Збруев, Игорь Горбачёв, Пётр Горин, Алексей Кожевников, Армен Джигарханян, Евгения Уралова, Светлана Коркошко, Николай Рыбников, Светлана Немоляева, Роман Громадский, Альгимантас Масюлис и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Самым популярным фильмом Г. Раппапорта (1908–1983) стал детектив «Два билета на дневной сеанс» (35,3 млн. зрителей за первый год демонстрации). Детектив «Круг» был его продолжением. Главную роль в нем сыграл тот же актер – Александр Збруев.
Советские кинокритики восприняли «Круг» довольно холодно.
К примеру, Валентин Михалкович (1937–2006) писал, что когда главная героиня – «не живой человек, способный на естественные движения души, а картонная фигура», но при этом «выдается за главного носителя зла, тогда она вряд ли выполнит то назначение…: вряд ли даст возможность ощутить «общественные нити и корни преступления». Подобная умозрительность смазывает самое ценное, что было в картине: уверенность, которую постепенно приобретали мы, зрители; уверенность в том, что борьба между преступниками и защитниками справедливости идет не за сорок килограммов опия, а за нечто большее: за нашу советскую мораль, за нравственное здоровье советского общества, за утверждение высоких принципов социалистической законности» (Михалкович, 1974: 98).
Однако, несмотря на критику, «Круг» сумел собрать двадцать млн. зрителей и показал, что аудитория не столь придирчива, как, быть может, и хотелось бы советским киноведам…
Мнения современных зрителей о «Круге» в большинстве своем доброжелательны:
«Вчера посмотрела этот фильм вместе с дочкой. Я пересматривала, а ребенок увидел впервые. Ей тоже понравилось. Сказала, что детективами ее не удивить, но, несмотря на некоторую наивность, очень и очень неплохо! … Мой детективнопродвинутый ребенок примерно с середины фильма стал подозревать, кого надо прочить на роль главного злодея или злодейки:). А вот эпизод с коробками, прикрепленными к днищу корабля, оказался для нее неожиданностью. Говорит, что такого даже в современных триллерах не видела» (Ленхен).
«"Круг" – неплохой детектив. Он менее наивен, чем "Билеты", хотя всё равно наивен. Очень хороши Громадский и Масюлис. Немоляева – в своеобычном репертуаре верной и обманутой. Рыбников – нормально. Джигарханян – как всегда блестяще. Центровым эпизодом был, безусловно, "Не пей – это яд!". Эпизод сам по себе глупый, но чего не снимешь ради сюжета» (Дж. Ласт).
Киновед Александр Федоров
P.S. Подробнее о судьбе трижды лауреата сталинской премии Герберта Раппапорта (Gerbert Rappaport, 7.07.1908 - 5.09.1983) можно прочесть в моей статье «Как немецкий режиссер сбежал от нацистов и стал советским мастером кинодетективов» (10 тыс. чтений): https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/kak-nemeckii-rejisser-sbejal-ot-nacistov-i-stal-sovetskim-masterom-kinodetektivov-5d42d2df32335400ade0346b?utm_source=serp
Таможня. СССР, 1982. Режиссер Александр Муратов. Сценаристы Владимир Мазур, Исай Константинов. Актеры: Михаил Боярский, Валентин Гафт, Вадим Яковлев, Владимир Ерёмин, Татьяна Ташкова, Виктор Ильичёв, Иван Краско и др. 20,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Муратов поставил 23 полнометражных игровых фильма и сериала, но только детективу «Таможня» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская кинопресса отнеслась к «Таможне» довольно сдержанно.
Наиболее доброжелательной оказалась кинокритик Галина Сенчакова, отметившая, что «авторы свободно владеют набором приемов, при помощи которых создается впечатление, что они рассказывают историю почти документальную. Атмосфера порта и тонко подмеченные детали его деловой жизни, подобности работы таможни, профессионализм героев, быт обыкновенных людей, вовлеченных в перипетии уголовной истории, – все это вызывает доверие к картине» (Сенчакова, 1982: 9).
Кинокритик Михаил Левитин (1953–1989) посетовал, что в «Таможне» был «интересный повод для серьезного и занимательного продолжения начатого разговора о профессионально долге, ответственности и этике «человека на работе». Но … авторы словно бы не заметили этой возможности» (Левитин, 1983: 8).
А Валентин Михалкович (1937–2006) посчитал, что в «Таможне» «на алтарь перевоспитания главного героя принесена и детективная интрига. ... Кажется, что создателей больше интересует портовая жизнь, текущая на границе… Детективная интрига, в сущности, пристегнута к материалу. Она необязательна. … (фильм) мечется «между двумя полюсами. Один – это «безотказные » ходы и приемы приключенческого жанра. Другой – аксиомы социальной дидактики. Оба полюса никак не уравновешиваются, не приходят к органичности, гармоничности существования. То один, то другой выдвигается на первый план, и тогда полюс альтернативный превращается в довесок. Если перетягивает нравоучительность, элементы детективные ощущаются вставными номерами. И обратно – при господстве приключенческого начала то же место занимает морализаторство. Прочное, стабильное равновесие не устанавливается» (Михалкович, 1983: 52–54).
Мнения сегодняшних зрителей о «Таможне», как это часто бывает, находятся на разных полюсах:
«За»:
«Гафт и Михаил Боярский – интересное творческое сочетание разных актёров! В старом, добром кино режиссёрам удавалось создавать удивительный актёрский ассамбляж, где каждый актёр звучал особенным образом, не теряя своей индивидуальности!» (Барбитомакус). «Фильм понравился. Лихо закручена детективная история с контрабандой; интересно показана повседневная работа таможенников… Хорош Боярский в роли начинающего таможенника – скромный молодой человек, без рисовки, надрыва и пафоса, присущего ему в "костюмных" исторических фильмах» (Руссе).
«Против»:
«Худшая роль Боярского. Каждый актёр своей карьере должен сыграть свою худшую роль. У Боярского она выпала на этот фильм. Думаю Боярский забыл про этот фильм сразу же, как только прозвучало финальное "Снято. Всем спасибо". … Как у каждого врача есть своё маленькое кладбище из пациентов, так и у актёров есть свои кладбища из неудавшихся ролей» (В. Иванов).
Киновед Александр Федоров