Найти тему
Петр Столяров

Церковные приходы на 1877 г. на территории Красночетайского р-на Чувашской Республики

Церковные приходы Курмышского уезда Симбирской губернии

(сейчас Ульяновская область) на 1877 год. Город Симбирск

(сейчас г. Ульяновск) был заложен по указу царя в 1648 г.

На территории нынешнего Красночетайского района Чувашской Республики

в 1877 году существовали четыре церковных прихода. Все они входили в состав Симбирской епархии, образованной в 1832 году, выделенной из Казанской епархии.

1.Преображенская церковь в селе Пандиково. Церковь в с. Пандиково

была заложена в период с 1723 г. по 1747 г. На 1747 г. с. Пандиково именовалось как село Спасское Аликовской волости. Ближайшие к Преображенской церкви другие церкви: Ильинская села Ильиной горы

в 8 верст; Воскресенская села Четай в 7 верст.

В 1877 г. в Пандиковском церковном приходе числилось душ мужского

пола - 2831; из них:

1)Село Пандиково – 90, 2) в дер. Кошкильдино в 1 верст. – 100,

3)в дер. Хвадукасы в 2 верст. – 129, 4) в д. Пидишево в 3 верст. - 182,

5)в дер. Мижеркасы в 2 верст. – 123, 6) в д. Шоля в 3 верст. – 213,

7)в д. Хора-Сирма в 3 ½ верст – 34, 8) в д. Ямаш в 1 верст – 176,

9) в д. Хырлу-Касы в 1 верст. – 156, 10) в д. Кали-Касы в 1 верст -70,

11)в д. Осиново в 1 верст. – 57, 12) в д. Шумшеваш в 2 верст. – 209,

13) в д. Большие Атмени в 2 верст. – 91, 14) в д. Малые Атмени

в 2 верст. - 58, 15) в дер. Карык-Сирма в 3 верст. – 58, 16) в деревне

Вурман-Касы в 3 верст. – 39, 17) в д. Аликово в 3 верст. – 240, 18) в дер.

Мочковаш в 5 ½ верст. – 114, 19) в д. Мочей в 5 верст. – 107, 20) в дер.

Испухан в 5 верст. – 128, 21) в дер. Лотрапаньдиково в 5 верст. – 42,

22) в дер. Торган в 5 верст. – 110, 23) в д. Урумово в 5 верст. – 123.

2.Воскресенская церковь в селе Четаево. Церковь в с. Четаи была заложена в период с 1723 г. по 1747 г. На 1747 г. с. Четаи именовалось как село Воскресенское Шуматовской волости. Ближайшие к Воскресенской церкви другие церкви:

Преображенская села Пандиково в 7 верст.; Богородицерожденственская села

Хоршеваш в 15 верстах. В 1877 г. в Воскресенском церковном приходе числилось 3337 душ мужского пола; из них:

1)в селе Четай – 386, 2) в дер. Малые Шумшеваши (во время переписи

в 1897 г. д. Малые Шумшеваши вошла в состав с. Четай) в ½ верст.- 21,

3) в д. Питеркино в ½ верст.-426, 4) в д. Токтамыш (ныне д. Черепаново),

в 1 верст. – 409, 5) в д. Хорабыр в 2 верст. – 95, 6) в д. Янгильдино в

1 верст. – 177, 7) в д. Тарабай в 4 верст. – 238, 8) в д. Атнар в 5 верст.

- 166, 9) в д. Ежекей в 3 верст. – 221, 10) в д. Кубяши в 5 верст. – 152,

11) в д. Калушной (сейчас Калугино) в 5 верст. – 112, 12) в деревне

Баймашкино в 2 верст. – 194, 13) в д. Ачикасы (сейчас Акчикасы) в 3

верст. – 244, 14) в д. Сосново в 6 верст. – 112, 15) в д. Томлей в

4 верст. – 78, 16) в д. Тоганаш в 6 верст. - 306.

3. Богородицкая церковь в селе Хоршеваш. Церковь была заложена в период

с 1723 г. по 1747 г., и в 1747 г. с. Хоршеваши именовались как село Рождественское Шуматовской волости. Ближайшие к Богородицкой церкви другие церкви: Вознесенская с. Штанаш в 6 верст.; Воскресенская села Четай

в 15 верст.

В 1877 г. В Богородицком церковном приходе проживало 1078 душ мужского пола; из них:

1) В с. Хоршеваш - 347 душ мужского пола, 2) в д. Атай в 6 верст.

- 158, 3) в дер. Тиханкино в 2 верст. – 158, 4) в д. Ягункино в 1 верст.

- 116, 5) в д. Хозанкино в 1 верст. – 98, 6) в д. Санкино в 4 верст.-184,

7) в д. Новой в 2 верст. – 84, 8) в д. Лотрапагишево в 2 верст. – 98.

4. Вознесенская церковь с. Станаш (сейчас Штанаш). В 1877 г. в

состав прихода входили с. Штанаш и 8 деревень. В Вознесенском церковном приходе числились 1130 душ мужского пола; из них;

1)В селе Штанаш – 117 душ мужского пола, 2) в дер.Лесной ½ верст.

от церкви – 71, 3) в д. Кюрлево в 1 верст. – 116, 4) в д. Орай-Касы

в 5 верст. – 146, 5) в д. Обыково в 5 верст. – 141, 6) в д. Яманово в

5 верст. – 122, 7) в д. Кошлауши в 5 верст. – 78, 8) в деревне Новый

Атай в 5 верст. – 214, в д. Русский Атай в 3 верст. – 125.

Примечание: Деревня Вишенеры появилась в период с 1877 по 1897 годы и

находилась в составе Четайского церковного прихода. Названия населенных

пунктов записаны по старинным данным.