Плагиат. Что обычно приходит на ум, когда слышите или видите это слово? Несколько лет назад я смотрела видео, в котором рассказывалось о нескольких громких случаях плагиата в мире музыки. С тех пор олицетворением плагиата для меня стали господин Киркоров и прочие исполнители, чьи композиции были обвинены в копировании музыкальных идей без разрешения и без должной признательности перед оригинальными авторами.
И все же, плагиат не ограничивается только музыкой
Он проникает в разные сферы нашей жизни, от научных исследований до литературы и искусства. Это не только кража идеи, но и нарушение честности и доверия в обществе.
Давайте обратимся к терминологии и уточним понятие плагиата
Плагиат - это акт копирования, воспроизведения или представления чужих идей, текстов, работ, или других интеллектуальных продуктов как своих собственных без должного разрешения или признания их источника.
Следующий важный момент отражен в этом определении (чуть позже мы остановимся на этом акценте):
Плагиат - это акт присвоения чужой работы или идеи с целью получения собственной материальной или нематериальной выгоды.
Про существование педагогического плагиата я не задумывалась вообще
Ну как не задумывалась. Все мы пользуемся открытыми интернет источниками, берем конспекты для последующей корректировке и использования в работе. Игровые пособия делаем так же, основываясь на чьем-то опыте. Тем более, что чаще всего никто не указывает в своих конспектах или других материалах, что они заимствованы.
Именно поэтому мы вводим в поисковую строку запрос, ожидаем выдачу, открываем сайты с первой страницы, а там что? Угадали. Одно и то же, и чаще всего дословно. Реже встречаются варианты с незначительными изменениями.
Педагогический плагиат - это только про "воровство" в сети?
Знаете, что интересно? К педагогическому плагиату можно отнести не только заимствование из интернет-источников. Как-то на глаза мне попалась статья из научно-методического электронного журнала "Калининградский вестник образования". Так вот там автор, Зыкова М.Н., обращает наше внимание на обращения к коллегам (методистам) или же на сайты, содержащие предложения выполнить письменные работы за плату, как еще на два вида педагогического плагиата. Это так называемый "договорный плагиат", который "субъективно не порождает ситуацию нравственного выбора". Ну то есть этическая сторона в этих случаях как бы уходит на второй план. Это же договор, да?
Ну а я хочу все-таки поговорить о педагогическом плагиате в сети
Во-первых, надо признать, что это массовое явление. Во-вторых, учесть, что педагогическая сфера - сфера, в которой каждая секунда на счету. Педагоги постоянно сталкиваются с нехваткой времени для подготовки. В этой ситуации, искушение воспользоваться готовыми ресурсами из сети может быть достаточно сильным. В-третьих, к сожалению, педагоги, публикующие свои материалы в сети, чаще всего никаким образом не защищены от плагиата. Они делятся своими ресурсами, надеясь на честное использование своих трудов коллегами, что и делает их уязвимыми.
Продолжать не будем, а вспомним про получение материальной или нематериальной выгоды. Как, все-таки, будет честно? Как не заработать репутацию плагиатчика и не нарушить моральные и этические нормы?
Так вот. Взять чужой конспект и воспользоваться им - это нормально. Отобрать качественный материал для осуществления образовательной деятельности - это один из ключевых элементов информационно-аналитической компетентности педагога. А вот публиковать, вернее перепубликовывать, этот материал, выдавая за свой опыт работы - это, по меньшей мере, нечестно.
Я уже неоднократно упоминала систему аттестации на квалификационную категорию. В нашем регионе значительный вес и баллы имеют публикации в сети, опять же с градацией по уровням. Максимальный, федеральный, дает право получить 12 баллов к отчету. Как вам?
Смотрите, уровень ДОУ - обычно это сайт образовательной организации. Муниципальный - это методические службы, издающие сборники и публикующие материалы педагогов на своих сайтах. Региональный - чаще всего это Институты развития образования. Угадайте, что чаще всего фигурирует в отчетах? Детский сад и Федерация. А все потому, что на уровне муниципалитета и региона это сделать гораздо сложнее.
Так что с Федерацией? Справедливо было бы, если засчитывались те публикации, которые рецензируются профильными организациями. Периодические издания, ФИРО и так далее. А как на практике? Мы размещаем скачанный конспект на всем известных площадках (не будем называть, да?) и выдаем это за публикацию на Федеральном уровне. И что вы скажете, да? Там вообще-то свидетельство дают. Все отлично. За исключением одного. Как модерируются эти материалы? Если даже содержание их не проверяется, то и методические ошибки присутствуют. А что говорить об орфографии и пунктуации?
Как вы считаете, эксперту стоит открыть текст.ру и проверить на плагиат? Я считаю, что да. Я даже могу закрыть глаза на сайт, на котором опубликован материал, главное, чтобы материал был качественным и своим. Иначе при такой системе экспертизы категории можно раздавать налево и направо. Почему нет? Свидетельство-то о публикации дали.
Заимствование педагогами материалов из интернет-источников. Как можно и как нельзя?
Резюмирую вышесказанное:
- Вы качаете материал для личного пользования и проведения рядового занятия, при этом анализируя содержание, пожалуйста, пользуйтесь.
- Вы качаете материал, заменяете титульный и размещаете его в сети как свой для получения свидетельства о публикации? Нет, так не бывает. Этот опыт не ваш, даже если вы реально провели это занятие и оно удалось.
- Вы скачиваете материал, редактируете, встраиваете в него свой опыт в количестве не менее 50% - опубликуйте, это будет более честным.
- А еще честнее будет в конце материала сослаться на используемые источники и указать, у какого автора вы взяли тот или иной элемент материала.
Точно так же с конкурсами. Почему вообще родилась эта статья? Была я в членах жюри муниципального этапа конкурса "Воспитатель года". Если знаете, один из конкурсных материалов - это визитка. Такое короткое видеознакомство с тобой и направлениями твоей профессиональной деятельности. И вот была одна визитка, я помню даже оценила ее достаточно высоко. Причем мы ведь знаем своих коллег и знаем кто на что примерно способен, и, честно говоря, я была приятно удивлена уровнем. До того момента, когда нас не собрал оргкомитет для решения вопроса о плагиате.
Одна из экспертов почему-то решила (вероятно, тоже была удивлена качеством подготовки) поискать похожее в сети. И нашла. Что сделали педагог-конкурсант и ее коллектив? Говорю коллектив, так как обычно к таким масштабным конкурсам готовятся все вместе. Так вот они взяли визитку !внимание! с федерального этапа. Ну просто ни в какие рамки. Дословно, до последней буквы, до последнего кадра. Как вам? Это не то что некорректно. Я даже не знаю какое здесь слово можно подобрать.
И еще. Просто к размышлению. Поступая так, вы задумываетесь, это точно вы? Там все на сто процентов про вас? Даже если плагиат не будет замечен, наступит очный этап, и у комиссии возникнет диссонанс относительно вас. Так вот. Это нечестно по отношению к авторам. Это нечестно по отношению у себе. И нечестно по отношению к членам конкурсный комиссии. Даже если в положении этот момент не прописан (а он не был прописан).
Кто-то вдохновляется и ищет лучшие практики, чтобы подтянуть себя, работает, думает. А кто-то просто берет и выдает за свое. Это как минимум нечестно и некорректно, и я уже сказала по отношению к кому.
Да, давайте не придираться к словам. Как там принято говорить? Вангую? Вот частное слово, Вангую. Вижу возмущенные комментарии о том, что у воспитателя катастрофически нет времени, а тут опять бумажная волокита, да еще и авторов указывай. Знаете, иногда стоит читать между строк, потому как ответ находится именно там. И в этой статье я привела примеры, когда педагог использует чужой труд для получения собственной выгоды, назовем это так. Для получения свидетельства о публикации для последующего использования его в отчете для аттестации. Для участия в каком-либо конкурсе. Эта статья не про ежедневную нашу работу и не про рядовую образовательную деятельность. Нашли конспект для занятия по математике или развитию речи, пользуйтесь на здоровье и ничего не указывайте, это не наказуемо. Но давайте уважать себя и коллег.
Друзья, к сожалению, на сегодняшний день не существует способа защитить свои материалы от копирования и тиражирования на сто процентов. Ну они как бы есть, но педагогу сделать это будет очень и очень проблематично. Да и не всегда это необходимо. Но минимизировать риск недобросовестного использования ваших трудов можно. Ну хотя бы добавить работы плагиатчику, чтобы он не только кнопку "скачать" жал. Как? Рассказываю здесь:
Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы не пропустить. Ну и если вы сталкивались с подобной проблемой - ставьте лайк и поделитесь к комментариях своим опытом. Всем добра.
Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.
А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):