Этого гения звали Иван Федорович Александровский – изобретатель и создатель первой русской подводной лодки с механическим двигателем и торпеды.
Родился будущий изобретатель в 1817 году в городе Митаве в Латвии, сейчас - это город Елгава. Родился в семье чиновника, отец служил таможенником, должность была прибыльная и он смог детям дать образование.
Ивану нравилось черчение, математика, проявлял интерес к механике. Но больше всего любил рисование. Когда Иван переехал в Петербург стал вольноприходящим учеником в Академии художеств, но года чрез два бросил Академию и стал свободным художником – рисовал картины на заказ. Его картины выставлялись на выставках, после чего он получили должность учителя рисования в гимназии.
Но через некоторое время он увлекся новым занятием – фотографией. Его так увлекла фотография, что он бросил занятия живописью. Александровский полностью погрузился в мир фотоискусства, стал изучать химию, механику, оптику и другие точные науки. Благодаря таланту и усердию, очень скоро он стал одним из лучших фотографов своего времени.
Иван был не только художником, но и изобретателем, поэтому изобрел собственный стереоскопический фотоаппарат, который давал более четкое изображение.
Фотоателье
В 1854 году Иван Александровский открыл фотоателье в Петербурге, которое стало приносить солидный и стабильный доход. Его «Заведение фотографических портретов» считалось самым модным местом того времени. Более того, Иван Федорович даже стал «Фотографом Его Императорского величества», то есть ему доверяли делать снимки царской семьи.
Работа при царском дворе, полезные знакомства и связи, собственное фотоателье – все это было в его жизни. Но Ивану хотелось большего, он ставил перед собой высокие цели и старался осуществить их. Ему хотелось сделать что-то полезное для своей страны.
Технический прорыв
После поражения в Крымской войне Россия нуждалась в модернизации военно-морского флота. Флот должен был конкурировать с флотом Британии, которая в то время была впереди. Вот для этого и нужен был технический прорыв, нужно было создать что-то такое, чего не было у британцев.
Однажды Иван остановил свой взгляд на пневматическом затворе своего фотоаппарата и его осенила идея – сжатый воздух можно использовать и в боевых действиях на море. Вот эту идею он подхватил и окунулся в свои труды. Несколько лет Иван Федорович не покладая рук трудился, в итоге разработал проект подводной лодки с пневматическим двигателем, а все созданные раньше субмарины приводились в движение вручную, свою силу прикладывал экипаж.
Из-за отсутствия в стране необходимых производств изобретателю приходилось и нередко за свой счет организовывать производство каждой детали. А баллоны для сжатого воздуха приходилось заказывать в Англии. В результате чего они украли его разработки. Но тем не менее трудность Иван Федорович преодолел, и подводная лодка была построена. Приводилась она в движение двумя поршневыми пневматическими двигателями.
Длина подлодки была тридцать три метра, глубина погружения - двадцать четыре метра, могла находиться под водой около шестнадцати часов, максимальная скорость шесть узлов. Моряки страшились и отказывались погружаться в воду в этой, как они выражались «консервной банке».
Тогда испытанием занялся сам Александровский и погрузился с помощником. Но к сожалению, произошло чрезвычайное происшествие - крышка одного из клапанов оказалась незакрепленной и из-за этого поломались приборы. Возможно это была техническая диверсия, но в то время еще никто не знал о таком понятии.
Дальнейшие испытания проходили успешно. В сентябре 1866 года субмарину посетил царь Александр второй, осмотрел и высказался:
- Чрезвычайно умно придумано.
После этого Иван Федорович был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени и премией в пятьдесят тысяч рублей. Кроме того, он был зачислен в Морское министерство на должность вольного механика.
Изобретение торпеды
Для подводной лодки Александровский занимался разработкой вооружения. Он представил проект первого в мире подводного снаряда, работающего на сжатом воздухе. Он даже получил патент на изобретение, на год раньше английского изобретателя. Но бюрократы из Морского министерства задвинули подальше это изобретение, не проявив к нему интереса.
Тогда изобретатель обратился напрямую к царю Александру второму, тот утвердил проект, обещая в будущем возместить убытки.
Александровский из-за занятости приступил к созданию торпед только в 1873 году. Первые испытания прошли не очень успешно. Его торпеды значительно уступали в скорости английским. Тогда мастер стал модернизировать свое изобретение. И вскоре стало понятно, что наши торпеды не уступают английским.
Но время ушло, и Морское министерство уже стало закупать английские торпеды и ради нашего изобретателя они не хотели менять планы. В просьбе предоставить средства и помещение для дальнейшей работы над торпедами мастеру было отказано. Это все тот же бюрократизм.
Иван Федорович очень внимательно изучил строение английских торпед, и как оказалось - это одно и тоже устройство. Только английские были сделаны на заводе с тщательной отделкой. А мастер изготовил торпеды руками обычного слесаря на Казанской улице.
Конечно изобретатель поиздержался, он неоднократно просил Морское министерство компенсировать ему средства, потраченные на лодку и торпеды, но ему отказали и завернули оба его проекта. Идеи русского изобретателя оказались слишком передовыми для того времени.
Всему виной бюрократия
А когда погиб Александр второй, Ивана Федоровича быстро убрали и из самого флота. И остаток своей жизни гениальный изобретатель провел в нищете, тщетно пытаясь доказать чиновникам свою правоту. Вновь столкнулся с бюрократией.
Пытаясь хоть как-то поправить свои дела Александровский продал свой дом, чтобы расплатиться с кредиторами. Он окончательно разорился, эти проблемы подорвали его здоровье, и он попал в больницу для бедных.
Спустя шесть лет в Морском министерстве с удивлением узнали, что многие европейские страны усиленными темпами «обкатывают» как подлодки, так и торпеды. России опять пришлось быть в роли догоняющих.
У Российской империи в девятнадцатом веке была возможность не только догнать в техническом прогрессе Англию, но и даже обогнать ее. Иван Александровский, бывший художник и фотограф, сумел вовремя разбудить в себе дар гениального изобретателя. Но современники его не поняли. И потому у России и субмарины, и торпеды появились не вперед всех мировых держав, а после. Всему виной Морское министерство, которое не сумело проявить дальновидность.
Ивана Федоровича Александровского не стало тринадцатого сентября 1894 года. Гений, опередивший свое время, умер всеми забытый.
А в 1902 году в Петербурге построили субмарину «Дельфин», которая была приписана к Русскому флоту. При ее создании конструкторы взяли за основу, конечно, разработки Александровского.
Спасибо вам, что читаете и подписываетесь. Очень рада лайкам и комментариям, ваша поддержка для меня важна.