Найти в Дзене
Думайте

Плюсы и минусы наличия общих новостных лент на интернет-платформах

При переходе на сайт «Думайте» всех пользователей будет встречать общая лента записей, которая называется «Главная». Формируется она из недавно опубликованных материалов, получивших наивысшие оценки пользователей по критериям «Полезности» и «Интересности», а также имеющих хорошие другие статистические показатели, например, «дочитывание». Общими являются и ленты «Полезное», «Новое». Однако не у всех блогплатформ есть общая лента. Например, сайт «Телетайп» обходится без неё, а его главная страница представляет собой рекламную страницу, завлекающую создать блог на ресурсе. Общей ленты нет и в соцсетях по типу ВКонтакте или Одноклассники – здесь у всех только индивидуальные ленты. На Дзене ситуация нестандартная – там нет общей ленты блогплатформы, в некотором смысле её там заменяет единый для всех раздел «Новости», но он формируется не из материалов блогеров, а из публикаций официальных СМИ. Какие плюсы и минусы есть у общих лент, и почему некоторые сайты от них отказываются? Начнём с плю
Оглавление

При переходе на сайт «Думайте» всех пользователей будет встречать общая лента записей, которая называется «Главная». Формируется она из недавно опубликованных материалов, получивших наивысшие оценки пользователей по критериям «Полезности» и «Интересности», а также имеющих хорошие другие статистические показатели, например, «дочитывание». Общими являются и ленты «Полезное», «Новое».

Однако не у всех блогплатформ есть общая лента. Например, сайт «Телетайп» обходится без неё, а его главная страница представляет собой рекламную страницу, завлекающую создать блог на ресурсе. Общей ленты нет и в соцсетях по типу ВКонтакте или Одноклассники – здесь у всех только индивидуальные ленты. На Дзене ситуация нестандартная – там нет общей ленты блогплатформы, в некотором смысле её там заменяет единый для всех раздел «Новости», но он формируется не из материалов блогеров, а из публикаций официальных СМИ.

Какие плюсы и минусы есть у общих лент, и почему некоторые сайты от них отказываются?

Начнём с плюсов наличия общих лент:

  1. Могут служить инструментом выявления самых актуальных, интересных и полезных записей, привлекать к ним дополнительное внимание.
  2. Служат своеобразным «лицом проекта», дающим базовое представление о тематике ресурса и интересах пользователей (может быть и минусом, если качество контента низкое).
  3. Ресурс легче продвигать среди целевой аудитории благодаря наличию определённой информационной направленности, формируемой главными лентами.
  4. Упрощают выстраивание системы естественного продвижения контента на сайте, служат естественным механизмом продвижения авторов площадкой.
  5. Создают объединяющую информационную повесткой для всех пользователей сайта, предотвращая «капсулирование» в своём «информационном колодце».
-2

А теперь о минусах:

  1. Требуют разработки и внедрения системы "умной ленты", ранжирующей все записи пользователей по заданным критериям и формирующим из них один список. Для небольших проектов эта задача может быть достаточно сложной.
  2. Неизбежно отталкивают часть аудитории из-за того, что общая лента не соответствует их личным интересам или предпочитаемому типу контента. Сайт с общей лентой не может нравиться всем. Сайт, который всегда встречает вас индивидуальной лентой, потенциально можно создать таким, чтобы нравился практически всем. Но технически это ещё на несколько порядков сложнее и требует доступа к большим данным о пользователях.
  3. «Лицо проекта» в виде главной общей ленты может быть откровенно отталкивающим практически для всех, если алгоритмы сайта настроены на поощрение глупого контента и бездумных оценок, либо у проекта нет нормальной аудитории. В результате в лидеры и тренды выходит всякий мусор.
  4. «Лицо проекта» может оказаться не соответствующим идейным взглядам владельцев проекта.
  5. В случае скрытой или открытой ручной модерации главных общих лент редакцией сайта главные общие ленты транслируют идейную повестку администрации ресурса, вместо того, чтобы отображать интересы сообщества пользователей.

Пункт 5 обычно появляется либо по причине Пунктов 2 и 3 (желание повысить привлекательность или качество главной страницы, чтобы расширить потенциальную аудиторию проекта), либо по причине Пункта 4 – то есть, из-за большого желания владельцев сайта продвигать определённую информационную повестку, пользуясь доступом к административной части ресурса. Эту же задачу позволяют решать и непрозрачные механизмы рекомендаций, когда пользователь не понимает, почему те или иные записи попадают в его индивидуальные ленты.

Пример открытой ручной модерации и искусственного продвижения контента на главной странице можно увидеть на таких сайтах как ЖЖ или VC. RU (на публикациях есть пометки по типу «статья редакции» или «выбор редакции»).

Пример открытой ручной модерации Главной ленты
Пример открытой ручной модерации Главной ленты

История с открытой модерацией главной ленты и «выбором редакции», на наш взгляд, может быть в какой-то мере оправданна, когда речь идёт об узкотематической площадке, где редакция может быть собрана из специалистов по данной теме.

Но что если платформа широкого профиля? Допустимо ли тогда узкой группе редакторов, по сути, подменять собой «коллективный разум» всего сообщества, выбирающего наиболее интересные, актуальные и важные материалы? Предлагаем вам поразмышлять над этим вопросом, и поделиться своим мнением в комментариях.

Примеры скрытой модерации главных лент увидеть сложнее, так как, естественно, они не афишируются. Но догадаться об их применении по косвенным признакам всё же можно. Пример выявления скрытой ручной модерации и описание технологии процесса представлены на видео:

Единственной защитой от применения скрытой ручной модерации главных лент и манипулирования интересами пользователей через формирование их индивидуальных лент, на наш взгляд, является разработка сайтов с открытым кодом, когда любой опытный программист может залезть внутрь ресурса и проверить, нет ли в нём инструментов скрытого манипулирования информационными потоками или популярностью отдельных блогеров.

Доминирующие мировые и российские блогплатформы, видеохостинги и соцсети созданы сегодня с закрытым кодом.

Дополнительные материалы по теме:

  1. Общие новостные ленты на сайте «Думайте» https://dzen.ru/a/ZTYrpTbb3SwDqw1A
  2. Система рекомендаций и индивидуальные новостные ленты «Думайте» https://dzen.ru/a/ZTYsrUCY6h8n1vWb
  3. Зачем создавать блогплатформу с открытым кодом?https://dzen.ru/a/ZTvpLxpNSB2v2j6J

Делитесь в комментариях размышлениями о том, какие значимые факторы, касательно общих лент интернет-платформ, мы не упомянули или недостаточно раскрыли в статье. Почему, на ваш взгляд, они важные.