О режиссёре Анне Меликян я узнала ещё на 1-м курсе киноколледжа, когда в рамках обучения нам показывали её дипломную работу - к/м фильм "Контрабас". Мне очень понравился её творческий подход в направлении магический реализм и некоторая абсурдность происходящего на экране. Но, к сожалению, больше её работ я не смотрела.
До тех пор, пока не анонсировали её новый фильм "Чувства Анны" с участием Олега Ягодина, актера из "Коляда-театра", вокалиста группы "Курара" и просто нашего с мамой друга =)
Естественно, нас это заинтересовало. Мы с нетерпением ждали проката, наступил ноябрь и мы посмотрели фильм в кинотеатре. И хотя это авторский фильм, он вполне заслуживает широкого круга зрителей вопреки мнению, что всё авторское кино "элитарно" и "недлявсех".
Черно-белая реальность
Главная героиня, Анна (в исполнении Анны Михалковой) - рядовая единица работниц шоколадной фабрики г.Пермь во времена бушующего ковида. Её жизнь вне работы такая же конвейерная: дождаться автобуса на остановке неподалёку от "ковидного" табло, где огромное количество умерших уже сравнялось с числом заболевших, поехать обычным маршрутом, забрать дочь из школы, под болтовню Екатерины Андреевой про скорое покорение землянами Марса приготовить ужин для всей семьи и съесть его, лечь спать. На следующий день всё по новой. Завтра такое же как вчера и сегодня.
Как это обычно бывает в подобных фильмах, главная героиня падает, ударяется головой о землю и начинает слышать голоса внеземных цивилизаций. Причём, зрителю не передают это буквально, и по началу мы вообще не понимаем, что с Анной произошло. Она лишь начинает лунатить с улыбкой на лице и записывать по ночам на бумаге внеземные послания.
Есть контакт
Благодаря открывшемуся дару Анна становится нужной и популярной. Всеобщее внимание она приковывает тем, что предсказывает падение самолёта с десятками жертв и побег обезьяны из зоопарка. Для людей эти события равнозначны. Вокруг Анны, "пермской Ванги", образовывается ореол пристального внимания: и репортажи про неё снимают, и селфи прохожие делают, и коллеги смотрят с завистью. Один лишь муж (Тимофей Трибунцев) встревожен и недоволен, но он действительно любит жену такой, какая она была всегда, а нынешние изменения его пугают.
Естественно, героине для полного счастья не хватает завести любовника - загадочного и умного, как кажется Анне, писателя-фантаста (Олег Ягодин), который желает написать книгу о контактах людей с внеземными цивилизациями. Он видит в Анне сладость, и даже любовная сцена начинается с того, что он нюхает её и восхищается этим запахом шоколада, приговаривая, что она пахнет праздником (очень небанальное решение, скажу я вам!)
Из рядовой конфеты с конвейера Анна становится заветным трюфелем.
Земляне, вы обречены. Любите друг друга
Конечно, такая, свалившаяся на голову, популярность вскруживает разум простой Анны. И хотя инопланетяне продолжают трубить ей изнутри про то, как важна любовь и прекращение всех издевательств над людьми и планетой, любви не появляется.
Анна рассказывает об этом так, будто просто читает чьи-то слова, которые её попросили прочесть, не вдумываясь. Слушателям тоже плевать на смысл, всем интересен сам феномен того, что Анна слышит инопланетян. И эти призывы продолжают звучать как пустышки, как надписи на плакатах, окружающие жителей Перми повсюду: "Марс наш новый дом", "Все на Марс" и т.д.
Пока люди говорят о любви, но ничего не делают для её выражения и распространения, любовь так и остаётся далёкой от них.
Что же всё-таки чувствует Анна?
Если вначале она чувствовала апатию (или не чувствовала ничего), то после приобретения сверхспособностей, если их можно так назвать, она ощутила свою важность и даже предназначение. Конечно, амбассадор внеземной любви из неё так себе, ведь вместо того, чтобы давать свет, она жадно брала, хватала его, абсолютно не соответствуя действиями тем словам, которые вещала как контактёр с инопланетянами.
Может проверку огнём и водой она прошла, но медные трубы развратили её окончательно. Испытание Анна не выдержала, гордыня и тщеславие, выросшие из простого желания быть счастливой, стали разъедать изнутри и сводить с ума. Как легко она приобрела всё, так легче и потеряла. Ещё и с процентами.
В погоне за "тем, чего у нас нет" она забыла о настоящем, о том, что всегда было рядом - о любви мужа. Пусть и простой, земной, бабо-мужицкой (ибо муж у неё - человек простой, не знающий высокопарностей, для него "баба как баба", без глубинной мысли), но настоящей и действующей.
Талантливая драма и абсурд
Очень удачно было снять такой насыщенный фильм в ч/б. Именно это цветовое решение как бы съедает насыщенность, и работает на драматургию, показывая не только рутинность происходящего, но и плоскость, отсутствие наполнения. Конечно, если бы фильм был цветной, то его можно было бы смотреть, но именно ч/б передаёт всю тоску и безысходность не только главной героини, но и Перми, а если копнуть глубже - всего человечества. Довольно простая мысль о том, что люди уничтожают себя и мир, но показанная по-чеховски точно: слова с действиями в сильнейшем конфликте и никто не хочет ничего менять.
Отличная операторская работа, которая интересно передаёт самую обычную "бытовуху" с непривычной стороны: интересными ракурсами и разнообразием планов, деталей. Множество крупных планов дают очень сильное эмоциональное подключение и позволяют ощутить то, что чувствует Анна и остальные герои.
Анна Меликян бесстрашно играет со зрителем, вскруживает голову обилием шуток и абсурда, заставляя усомниться сначала в реальности мира героини, а потом и в реальности мира самого зрителя. Она обличает несовершенность идеализма любой системы, всеобщее равнодушие и отсутствие эмпатии: например, когда отрубленный палец едет по конвейеру среди конфет.
Эпоха в фильме, очевидно, современная, но эти плакаты про Марс так сильно похожи на агитацию в СССР, да и вообще, всеобщий тоталитаризм на конфетной фабрике тоже можно сравнить с совдепией.
Режиссёр маневрирует на грани обычности и фантастики, мистики, и в какой-то момент ты начинаешь верить, что так реально может быть. Хотя, с другой стороны, кажется, что мир в фильме будто бы построен в павильоне и абсолютно нереален, будто им руководит одна несчастливая директриса, вроде начальницы завода (Елена Фомина), где работает Анна. Сцена с директрисой в фильме, кстати, настолько мощная, что я даже заплакала несмотря на ошалелый смех. Такие вот смешанные чувства.
Этот фильм определённо можно назвать хорошим и небанальным (наоборот, он переворачивает банальности с ног на голову). И неправ тот, кто говорит, что российский кинематограф погиб. У нас всё ещё впереди, и если мы будем снимать такие неоднозначные и глубокие, но не сильно сложные для понимания широким зрителем, картины, то мы сможем выйти на новый уровень.