Шах королеве бриллиантов. СССР, 1974. Режиссер Алоиз Бренч. Сценаристы: Миермилис Стейга, Владимир Кайякс. Актеры: Лидия Пупуре, Гунарс Цилинский, Улдис Думпис, Лилита Озолиня, Паул Буткевич, Лидия Фреймане и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алоиз Бренч (1929–1998) – автор известных детективов. Большим успехом у зрителей пользовался его сериал «Долгая дорога в дюнах»… Всего А. Бренч поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Двойной капкан», «Свет в конце тоннеля», «Тройная проверка», «24–25» не возвращается», «Шах королеве бриллиантов», «Когда дождь и ветер стучат в окно», «Подарки по телефону», «Быть лишним», «Ключи от рая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская кинопресса встретила эту работу Алоиза Бренча весьма критически.
Кинокритик Валентин Михалкович (1937–2006) отметил, что «Шах королеве бриллиантов» отличается «полным забвением человеческого содержания представленной нам детективной суеты. Здесь фабула также распадается на несколько «ритуальных действ», выполняемых только потому, что таковы «требования жанра». … Детективная завязка потеряла смысл, ради которого она и была изобретена; томление зрителя скоро угасает, и он остается равнодушным к затянувшемуся мельканию гипотетических виновников» (Михалкович, 1974: 87–88).
Столь же строг к этому детективу был и кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997), подчеркнувший, что «стремление к поверхностным эффектам начинается … с названия … «Шах королеве бриллиантов». Может ли устоять зрительское сердце перед такой афишей? Но прежде чем рвануться к кассе, попробуем все же вдуматься, а какой, собственно, смысл вложен в название? Шах — ведь это всего–навсего предупреждение. Неужели действия нашей славной милиции по обезвреживанию преступников ограничиваются предупреждениями? Да и шахи королевам как будто не объявляются… Смотришь этот фильм и думаешь: какие же новые жизненные уроки мы должны извлечь из довольно неумелого расследования одного уголовного дела…, чья несложившаяся судьба заставит сжаться от горечи наши сердца, или, наоборот, к кому из персонажей мы должны отнестись с ненавистью и презрением? Да ничья и ни к кому» (Ревич, 1983: 44–45).
«Шах королеве бриллиантов» вспоминается сегодняшними зрителями довольно снисходительно:
«В фильме есть все составляющие жанра: таинственное преступление, запутанное расследование, подозрения, допросы, слежка, погони, перестрелки. Появляются и первые оттенки психологизма, намек, на сложность и неоднозначность персонажей… В этом детективе еще много традиционного, особенно в образах следователей. А вот адвокат, занимающийся еще и частным сыском по своей инициативе – неплохое новшество для советского детектива» (А. Гребенкин).
«Интересно, что года проходят, и есть фильмы, которые оставляют за собой след времени и тем привлекательны. … На таких фильмах, как «Шах королевы бриллиантов» вспоминаешь о том, что ты человек, и становится жалко тех, кто погиб по вине преступников, а самих преступников презираешь за их алчность. Интересно, что сегодня найдётся немало зрителей, которые будут жалеть "бедняжку–королеву", и говорить типа "Пустите Дуньку в Европу" с её бриллиантами, забывая, что здесь она – преступник, прощая её, вернее не замечая её преступления» (Телезритель).
Киновед Александр Федоров
Это было в разведке. СССР, 1969. Режиссер Лев Мирский. Сценаристы Вадим Трунин, Сергей Смирнов (по событиям из боевой биографии военного разведчика А. Колесникова). Актеры: Виктор Жуков, Валерий Малышев, Владимир Грамматиков, Виктор Филиппов, Наталья Величко, Сергей Пожарский и др. 24,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Лев Мирский (1925–1996) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Карьера Димы Горина», «Утренние поезда» и «Это было в разведке») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В год выхода фильма в прокат «Спутник кинозрителя» писал, что «Это было в разведке» — «фильм о детстве, безжалостно оборванном войной, о детях, на плечи которых война обрушила такие страдания и такое горе. Герой фильма — мальчик лет 10—12, по–взрослому последовательно воюющий с фашистами. … Подвиг мальчика велик и, что особенно важно, достоверен: фильм сделан серьезно — веришь, ибо есть в драматической ленте «Это было в разведке» и правда характеров, и правда предложенных авторами обстоятельств» (Зусева, 1969).
Зрители помнят эту картину и сегодня: «замечательный фильм, его когда–то часто показывали, но вот в настоящее время не видно. А жаль – каждый год на 9 Мая показывают одни и те же фильмы из года в год. Вот этот бы и показали. Я бы с удовольствием его пересмотрела. Помню вот момент, когда мальчик заходит в столовую, а там сидят молодые офицеры, подшучивают и подтрунивают, ну и над ним тоже – "мол, чей–то сынок, какого–то военного начальника". И тут мальчик снимает шинель, а у него вся грудь в наградах боевых. И вот до сих пор помню вытянувшиеся лица тех офицеров» (Инес). «Это фильм моего детства. И я думаю такие фильмы актуальны и сейчас. Показывать их надо чаще, чем современные боевики» (Н. Киреева).
Киновед Александр Федоров