Мы с вами переиграли во множество игр, стратегий и шутеров, ролёвок и симуляторов. Держу пари, что ничего подобного вы не видели! Сегодня речь пойдёт о крайне необычной игре, аналогов которой я не помню – Radio Commander. Это и стратегия, и симулятор, и в какой-то мере даже ролевая игра, предлагающая вам оказаться в шкуре командира 5-го батальона 503-го полка 173 воздушно-десантной дивизии армии США в 1965 году во Вьетнаме.
Вам следует координировать действия своих подопечных на протяжении трёх лет, с 1965 по 1968 годы, выполняя самые разнообразные задания. Вся фишка в том, что делаете это вы не напрямую, обводя рамкой солдатиков и давая какие-то задания, а только по радио! То есть у вас есть вводные данные, например, расспросить в деревне местных жителей, не видели ли они партизан (а может, эта деревня и есть партизаны, кто знает?). Вы по карте задаёте координаты, куда следует отправиться взводу Альфа, и они выполняют приказ. Вы можете с картой делать что угодно – расставлять там фишки своих и вражеских сил, рисовать, изучать координаты – это никак не влияет на то, что происходит в действительности; по-настоящему у вас есть только связь по радио и те сведения, что вам скажут. На этих данных ваши действия и основываются. Допустим, старейшины деревни говорят, что в таком-то квадрате видели гук…вьетконговцев. У вас есть выбор: послать туда только один взвод Альфа, или не рисковать и прислать на вертолёте ещё один взвод, Браво. Я решил не рисковать и высадил подмогу. Когда они проверили подозрительное место, то обнаружили брошенный лагерь, получили от меня приказ всё там сжечь и убираться восвояси к точке эвакуации. Всё шло спокойно, как вдруг эфир взрывается выстрелами, и командир взвода Альфа истерически орёт в трубку, что они напоролись на засаду и уже есть раненые. Тут ты начинаешь лихорадочно соображать, что делать, через пару секунд соображаешь, что Браво рядом, и даёшь команду помочь. Пара минут неразберихи. Когда ты просишь доложить обстановку, и вот всё успокаивается, следует доклад – нападение отбито, у нас 6 легко раненых, у противника 22 ранено и 8 убито. А если бы ты не послал подмогу? Случай совершенно рядовой, сопротивления не ожидалось, противника не выявлено, даёшь парням отдохнуть – и при засаде теряешь половину взвода…
А ещё к игре есть дополнение, которое вообще превращает её в ролевую игру в самом лучшем значении этого слова. Теперь твои солдаты не обезличенные болванчики, а личности со своей предысторией, навыками и умениями. У каждого теперь есть параметры. Которые он развивает, какая-то история и биография. В игру можно погрузиться очень глубоко, и проникнуться атмосферой того времени.
Стоит отметить гибкую настройку, от легкого до такого, чтобы воспринимать инфу на слух, без субтитров. А еще здесь есть распознавание речи! Ответы бойцов, как и их реплики и трёп, тоже озвучены – очень добавляет атмосферы, скажу я вам.
В разнообразии миссий нет проблем – тут вам и сопровождение конвоя, и эвакуация раненых, и зачистка. Как я уже упоминал, также по ходу вам предстоит сделать нелёгкий моральный выбор, о последствиях которого вы узнаете только после выполнения… Вот, например, во второй миссии при эвакуации раненых командир вертолётчиков докладывает, что уже стемнело, и опасно вывозить оставшихся раненых, но ты понимаешь, что часть из них не увидит следующего утра, и нужно ещё, чёрт возьми, продержаться до этого самого утра! И даёшь приказ поднимать вертолёты. А через час на эвакуацию прилетают только два из трёх… Третьего сбивают гуки. И это остаётся на твоей совести. Но твои бойцы понимают, что командир не оставит их ни при каких обстоятельствах.
Пройдемся по недостаткам, куда ж без них. Иногда в миссиях непонятно, что надо делать, когда ты занимаешь позицию по указанным координатам, и скрипт не срабатывает, потому что ты буквально на пару миллиметров не довёл взвод на карте, и сидишь в непонятках. Но это бывает нечасто, и не сильно влияет на общее впечатление от игры. В остальном каких-то критичных багов я не заметил.
В общем и целом это замечательная игра, в которой получаешь уникальный опыт, которого не испытывал ранее. Играть только на слух, и анализировать ситуацию, исходя из этого – бесценно! Как вам такое – рядовой марш взвода Браво, докладывают «чисто!», и тут эфир взрывается криками, что замечены люди в таком-то направлении! Твоё сердце начинает постукивать ощутимо сильнее, как так, ведь там не может быть никаких врагов, с вертолётов проверяли! И тут командир Браво радостно орёт: «Папа-медведь (ваш позывной), отбой тревоги, это Альфа!» И ведь и правда, ты с тех же вертолётов две-три минуты назад высадил бойцов взвода Альфа и послал пешком на встречу Браво, и тебе даже в голову не может прийти, что они по умолчанию могут не сразу опознать друг друга. В других стратегиях такому не учили.
Время от времени вам будет придаваться в распоряжение артиллерия, и будьте осторожны, дабы не отдать приказа на обстрел того участка, где сейчас находится ваш взвод, а это ведь вполне реально! Та игра, где туман войны - это не условность на карте, а вполне себе реальность.
В заключение скажу пару слов о том, кому игра зайдёт, а кому может не понравится. Любители истории, Вьетнама, компьютерных варгеймов (да что я лукавлю – и настольных тоже!) просто обязаны попробовать эту игру, чтобы получить новые впечатления (мы ведь пробуем что-то новое из-за этого, верно?); заварив чаю, надев наушники и погрузившись целиком в ту непростую атмосферу (расизм, нецензурщина и мужская дружба прилагаются). Не понравится может тем, кто в целом не любит войну во Вьетнаме, медитативный игровой процесс, к тому же инновационный и с непривычным управлением, ну и тем, кто любит вылизанный геймплей – иногда встречаются мелкие баги со скриптами.
Для меня же игра стала воплощением фразы-мема «Джонни, они на деревьях!»
Просто 10 чёртовых гуков из 10.
Автор: Алексей Цибенко