Найти тему
ПОД СТУК

Есть ли у машинистов допуски на каждый локомотив в отдельности? Или можно работать на любом локомотиве?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как вы, наверняка, знаете, чтобы управлять почти любым транспортным средством в нашей стране - необходимы права. Исключение тут разве что с велосипедом и самокатом, однако на серьёзную технику (к которой в том числе относятся электровозы, тепловозы и другой тяговый подвижной состав) также необходимы права управления.

Ещё когда юный железнодорожник поступает учиться на помощника машиниста, он выбирает, на какой технике, в будущем, будет работать - электровоз, тепловоз, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса или мотовоз. Работа на разных родах тяги (электровозная или тепловозная) имеет существенные различия, поэтому тут всё очевидно.

Автор: Александр Dos
Автор: Александр Dos

Однако, если мы говорим, например, о работе на электровозах, то последние бывают разные. Они отличаются по роду тока, бывают электровозы постоянного и переменного тока, также есть отличия по роду службы - пассажирские или грузовые.

Ещё технику можно условно поделить на старую и новую, системы электропривода и управления им не стоят на месте, а машинист должен знать, как поступать, например, в тех случаях, когда произошёл тот или иной отказ.

Автор: SergeyS.
Автор: SergeyS.

Иначе говоря, например, пассажирские электровозы ЧС2т и ЭП20 сильно отличаются, хотя бы тем, что в первом случае имеет место быть коллекторный тяговый привод, а во втором - асинхронный.

Автор: Василий Косов
Автор: Василий Косов

Как устроена система допусков у машинистов?

Начнём с того, что машинисты делятся на машинистов электровоза, тепловоза и электропоезда (другие, более редкие виды подвижного состава здесь рассматривать не будем). Далее, машинисты ещё подразделяются по виду движения, в котором работают - пассажирское, либо грузовое (для электропоездов, понятное дело, неактуально).

А вот дальше уже начинается интересное. Допустим, машинист электровоза работает в пассажирском движении. На каких локомотивах он имеет право ездить? Ведь в его депо может быть несколько разных серий.

Автор: Antolllka
Автор: Antolllka

Здесь надо отмотать немного назад, когда наш машинист превращается из помощника машиниста в, непосредственно, машиниста. Этот процесс обучения состоит из теоретической и практической части.

После окончания обучения, машинисту в своём депо проводятся контрольно-заключительные поездки (КЗП) с машинистом-инструктором на весь участок обслуживания в оба направления, если участков обслуживания (тяговых плечей) несколько, то на каждый участок в отдельности. При выдаче заключения будут указываться все серии локомотивов, на которых кандидат в машинисты обучался, а также участки, на которых машинист сдавал КЗП и, следовательно, имеет право работать.

Тут мы подходим к тому, что машинисты ограничены в правах не только в плане машин, на которых они могут работать, но и в плане участков обслуживания. Далее, если машинист хочет обучиться на новый тип электровозов, которые есть в депо, то ему вновь надо пройти обучение, состоящее из теории и практики.

Обучение может проводиться как в депо, так и в учебном центре, также ещё бывает, что машинистов обучает завод-изготовитель, как в случае с ЭП20. В последних двух случаях машинист направляется в командировку. Обучение снова состоит из теории и практики.

Автор: Valdemar
Автор: Valdemar

При этом, практическое обучение предполагает такие процедуры, как приведение локомотива в рабочее состояние, отработка нештатных ситуаций и тому подобное. Всё это происходит на стоянке.

Впервые за контроллером нового для себя локомотива машинист оказывается, когда возвращается после обучения в своё депо (если это была командировка) и вновь сдаёт КЗП на любом участке обслуживания, а перед КЗП ещё комиссия во главе с начальником депо (или заместителем по эксплуатации) проверяет теоретические знания.

Автор: михаил кашкинов
Автор: михаил кашкинов

Все эти процедуры необходимо пройти и машинисту тепловоза, желающему перейти с древних 2ТЭ116 на новые 2ТЭ25К2М, и машинисту электровоза, чтобы перейти с ВЛ10 на 2ЭС4К, и машинисту электропоезда, чтобы перейти с ЭД4М или ЭТ2М на «Ласточки». Ну а за предоставленную информацию я благодарю своего подписчика Павла, который раскрыл некоторые интересные детали для этой статьи.

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-7