Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Московские адреса героев Л.Н. Толстого: Дом Ростовых

Или городская усадьба Соллогуба на Поварской. Уголок старой Москвы. Старинная усадьба с вековыми липами и памятником Л.Н. Толстому, который был установлен в 1956: Поварская улица, которая начинается у Арбатской площади и доходит до площади Кудринской, когда-то была началом важного торгового пути - от Кремля к Великому Новгороду. Иван Грозный поселил здесь своих опричников. Здесь же жили и царские повара - об этом сегодня напоминает название самой улицы, а также названия окрестных переулков: Столовый, Скатертный, Хлебный. Когда при Петре I двор переехал в Санкт-Петербург, Поварская стала превращаться в аристократический район. На смену мелким дворам пришли крупные усадьбы: князей Волконских, Голицыных, Милославских, Грибоедовых. На страницах романа Л.Н. Толстого мы знакомимся с графом Ильёй Андреевичем, его женой и их детьми в день именин хозяйки дома и младшей дочери Наташи: У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, п

Или городская усадьба Соллогуба на Поварской. Уголок старой Москвы. Старинная усадьба с вековыми липами и памятником Л.Н. Толстому, который был установлен в 1956:

Поварская улица, которая начинается у Арбатской площади и доходит до площади Кудринской, когда-то была началом важного торгового пути - от Кремля к Великому Новгороду. Иван Грозный поселил здесь своих опричников. Здесь же жили и царские повара - об этом сегодня напоминает название самой улицы, а также названия окрестных переулков: Столовый, Скатертный, Хлебный.

Когда при Петре I двор переехал в Санкт-Петербург, Поварская стала превращаться в аристократический район. На смену мелким дворам пришли крупные усадьбы: князей Волконских, Голицыных, Милославских, Грибоедовых.

На страницах романа Л.Н. Толстого мы знакомимся с графом Ильёй Андреевичем, его женой и их детьми в день именин хозяйки дома и младшей дочери Наташи:

У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской.

Дому тёплому, душевному, полному жизни. Да, здесь безалаберно ведут хозяйство и балуют детей. Зато относятся друг к другу с огромной нежностью, а если и ссорятся, то ненадолго. Мне кажется, каждый человек мечтает иметь такую семью (кстати, Толстой списывал её со своей семьи). Да и дом такой - тоже. Жить такой же мирной, безмятежной жизнью...

Однако в эту безмятежную жизнь беспощадно врывается Война 1812 года.

Что касается дома, то, по свидетельству В.Г. Черткова, близкого друга Толстого, Лев Николаевич однажды признался хозяину дома на Поварской:

...Когда я описывал дом Ростовых, я имел в виду ваш дом, и сугубо дворянский характер его месторасположения, и его усадебный характер, всё это соответствовало тем чертам, которыми мне хотелось охарактеризовать семью Ростовых.

Во времена Толстого усадьбой владело семейство Боде-Колычёвых, французских дворян, эмигрировавших в Россию во время Великой французской революции. Лев Николаевич часто бывал в доме на Поварской, где Боде-Колычёвы устраивали балы и светские рауты. С хозяином дома, Михаилом Львовичем, они были почти ровесниками, оба прошли Крымскую кампанию, интересовались историей и искусством и не чурались светских развлечений.

Михаил Львович Боде-Колычёв (1824 - 1888).
Михаил Львович Боде-Колычёв (1824 - 1888).

Но не просто симпатия связывала Толстого с семейством Боде-Колычёвых, но т тесные родственные связи:

Муж старшей дочери Толстого Татьяны Львовны, Михаил Сухотин, был женат первым браком на дочери Михаила Боде-Колычёва Марии (она скончалась в 1897).
Дочь Михаила Сухотина от первого брака Наталья вышла замуж за Николая Оболенского, который до этого был женат на средней дочери Толстого – Марье Львовне (и после её смерти женился на падчерице сестры жены).
Сын Михаила Сухотина от первого брака стал первым мужем внучки Льва Николаевича Софьи (вторично она была замужем за Сергеем Есениным, после расторжения его брака с Айседорой Дункан).

Вы всё поняли? Нет? Ничего удивительного)

Михаил Львович окончил Пажеский корпус и служил в придворном ведомстве. В 1853 - 1856 в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в усадьбе на Поварской и в чине надворного советника поступил на службу в Московскую дворцовую контору помощником директора Оружейной палаты. Вот как описывает своего деда внук Михаила Львовича, Л.М. Сухотин:

Мой дед был красивым, блестящим, элегантным молодым человеком. Он был очень высок, как и его дед Колычев... Я всегда восхищался его портретом в мамином альбоме. В прошлом пожиратель сердец, человек сурового и огненного темперамента, тиранический даже в семье, с жизнью, полной романов и приключений, барон де Боде был в то же время меценатом, одарённым редким вкусом, и знатоком искусства.

Многие исследователи творчества Толстого всё же считают, что в романе "Война и мир" им скорее всего описана какая-то другая усадьба. Но мне нравится именно эта версия, да и табличка висит здесь ещё с советских времён:

-3

Немного истории

Знаменитая усадьба на Поварской хранит в своих стенах историю нескольких поколений столичной знати. История её началась с небольшого дома, построенного в 1756 Иваном Ивановичем Воронцовым-Вельяминовым - дома с пилястрами и рустованным (то есть, отделанным рустом, неотёсанным камнем) цокольным этажом. Главным фасадом дом выходил не на Поварскую, как сейчас, а на Большую Никитскую.

В 1770-х усадьба принадлежала семье Долгоруковых. В 1802-1809 они расширили владения до Поварской, надстроили главный дом мезонином и двумя служебными корпусами по бокам. Фасады получили строгое оформление в стиле классицизма. Усадьба благополучно пережила пожар 1812 года: в доме квартировали французы. Причём, здесь, на Поварской, "дом Ростовых" - единственное сохранившееся "допожарное" здание.

-4

И, наконец, в 1853 усадьбу приобретает барон Михаил Львович Боде-Колычёв, в очередной раз её перестраивает, и в результате она получила замкнутую композицию: главный дом и два флигеля образуют овальный курдонёр ("двор чести").

Такой она предстаёт перед нами и сегодня: усадьба в классическом стиле с анфиладной планировкой комнат.Главный двухэтажный корпус украшен террасой с шестью коринфскими колоннами, которые поддерживают треугольник фронтона:

-5

На фронтоне - барельеф с изображением геральдических символов родов Боде и Колычёвых: два льва, которые держат щит, корона и три шлема:

-6

В 1859 к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле, в которой хранились ценные древние иконы. В 1866 здесь венчались Иван Сергеевич Аксаков и Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта и фрейлина двора. В усадьбе был устроен праздник по случаю венчания, фуршет для гостей.

Барон был человек старого закала, властный, немного самодур, но в общем добрый и настоящий барин. Его дом на Поварской был полон художественных предметов, картин хороших мастеров, редкой мебели, бронзы, фарфора, библиотека и пр.
Замечательно красива его домовая маленькая церковь в древне­русском стиле. Через маленький проход из церкви попадаешь в залу. Сколько веселых и хороших часов проводила я в этой зале, в этом доме, вечера по понедельникам начинались рано, барон сумел заставить всю Москву приезжать к нему в 8 1/2 и 9 часов вечера.
На лестнице уже слышится ритурнель кадрили и толпа молодых людей, натягивая белые перчатки, торопится приглашать знакомых барышень... Приглашают и меня, но в моей книжке уже нет свободных танцев, и я начинаю придумывать, как бы обмануть того несчастного кавалера, с которым мне не хочется танцевать...
Александр Голицын, Софья Голицына. Нам не дано предугадать. Правда двух поколений в воспоминаниях матери и сына

Михаил Львович Боде-Колычёв скончался в 1888. Усадьба перешла его старшей дочери Наталье Михайловне, которая была замужем за театральным художником Фёдором Львовичем Соллогубом. Супруги чаще жили в своём доме в Лаврушинском переулке (дом Демидовых-Соллогуб), а здесь была устроена художественная мастерская, в которой бывали и работали В.Поленов, А.Головин, братья Бенуа, Е.Лансере.

Последней хозяйкой усадьбы была их дочь Елена, фрейлина двора и член совета Историко-родословного общества в Москве.

После революции домовая церковь была закрыта, главка с крестом снята и помещение храма стало использоваться под хозяйственные нужды новыми хозяевами усадьбы, коих сменилось немало.

-7

В 1918 территорию усадьбы заняла ВЧК, которая впрочем уже год спустя переехала на Лубянку.

В 1919-1921 здесь располагался Дворец искусств, руководимый поэтом Валерием Брюсовым.

В 1922 - Музей быта, затем - Литературная студия (впоследствии - Высший литературно-художественный институт им. Брюсова).

С 1925 - Федерация объединений советских писателей (ФОСП).

В 1934 был образован Союз советских писателей - и, поселившись в доме Ростовых, занимал его до 1991. С распадом СССР прекратилась и деятельность ССП.

-8

Сегодня в этом знаменитом доме, который признан объектом культурного наследия и который уже очень давно мечтает о ремонте, располагается АСПИ ("Ассоциация союзов писателей и издателей"). Дом Ростовых продолжает жить своей литературной жизнью.

Адрес: Поварская ул., д. 52/55.

P.S. Немного летних фото:

Как всё-таки украшают картинку яркое голубое небо и зелёная листва! Срвсем другое дело!

________________________________

Ещё о Москве Л.Н. Толстого: