На окраине небольшого чешского города Новый Йичин - это север страны, Силезия, не очень далеко от границы с Польшей, - стоит часовня, которую местные жители называют Испанской. Она построена на месте захоронения наемников из Неаполя, погибших здесь в 1621 году, по время Тридцатилетней войны.
Что делали здесь неаполитанские наемники? Как они погибли? И почему, если солдаты были из Италии, часовня называется Испанской? Об этом сейчас и расскажу.
Тридцатилетняя война началась в 1618 году с того, что в Праге вспыхнуло восстание против власти австрийской династии Габсбургов. Однако 8 ноября 1620 года армия чешских сословий, до того одержавшая несколько незначительных побед и даже осаждавшая Вену, потерпела катастрофическое поражение в битве на Белой горе.
Но на окраинах Чешского королевства остатки мятежников продолжали оказывать сопротивление, и порой весьма ожесточенное. Одним из тех, кто еще пару лет сражался против армии Габсбургов, был Ян Иржи Крновский.
На самом деле был он немцем, звали его Иоганн Георг, а происходил он из небезызвестного рода Гогенцоллернов. Но, будучи владельцем небольшого силезского княжества с центром в городе Крнов, он выучил чешский язык и предпочитал зваться на местный лад, чтобы проще было общаться с подданными.
Ян Иржи с самого начала поддержал антигабсбургское восстание. Но предпочитал поддерживать его издалека, морально и финансово. Когда стало ясно, что мятежники терпят поражение, он, наконец, навербовал армию и отправился воевать.
Габсбургская империя, в свою очередь, двинула войска в Силезию. Одним из отрядом командовал полковник Жан де Гошье.
Тридцатилетняя война была, в основном, войной наемных армий, так что неудивительно, что за Габсбургов воевал полковник-валлон (валлоны - национальность в южной Бельгии), под началом которого были валлонская тяжелая конница, навербованные в Силезии немцы, а также итальянцы из Неаполя - Неаполь тогда был испанским владением, и тамошним наемникам платили испанским золотом. Видимо, поэтому, неаполитанцев, пришедших в Силезию, называли испанцами.
Жан де Гошье примерно с двухтысячным отрядом занял Новый Йичин летом 1621 года. В середине июля ему стало известно, что один из отрядов мятежников, служивших Яну Иржи Крновскому, расположился в замке неподалеку от города. Лазутчики рассказывали, что те, хоть и умеренно, грабят и пьянствуют, так что был шанс захватить их врасплох.
Гошье отправил своих людей с приказом - пленных не брать. Правда, оказалось, что мятежники, хоть и пили, но караулы расставить не забыли. Захватить их врасплох не удалось. Но, все же, пользуясь неожиданностью и численным преимуществом, их перебили почти подчистую. Выжили лишь несколько знатных офицеров и несколько солдат, которым удалось бежать. Они и принесли весть о случившемся Яну Иржи.
Тот рассвирепел. Гошье не ожидал, что лидер мятежников совершит быстрый марш и окажется под стенами Нового Йичина с 15-тысячной армией. Но именно это и произошло, и 25 июля 1621 года Ян Иржи Крновский обрушился на врага.
Историки называют то, что произошло, битвой при Новом Йичине. Но есть и другое название - резня в Новом Йичине. Мятежники превосходили имперцев по количеству примерно в 7-8 раз. К тому же городок был слабо укреплен.
Когда люди Яна Иржи полезли на стены, пользуясь подручными средствами, вспыхнуло городское предместье. Сегодня никто уже не знает, подожгли ли его намеренно осажденные или пожар возник по случайности. Как бы то ни было, стоял сухой и жаркий июльский день. Пламя перекинулось в город, и тот запылал.
Гошье понял, что ловить здесь нечего. Собрав конницу, он промчался с ней через горящий город, благо, Ян Иржи не окружил Новый Йичин. Пехоте он приказал пробиваться куда-нибудь как-нибудь. Что те и сделали, но по выходу из города оказались в окружении значительно превосходившего их числом противника.
Немцам из Силезии предложили перейти на сторону победителя, и те согласились - нормальная ситуация для наемных армий того времени. А вот итальянцев-католиков, воевавших за испанское золото, Ян Иржи видеть в своей армии не желал. И их перебили на месте. Предположительно, было их до четырехсот человек.
Горожане захоронили убитых на холме на юго-западной окраине города. Там сначала построили деревянную часовню, которую, как я писал в начале статьи, стали называть Испанской. Она стала популярным местом паломничества. В 1724-27 годах ветхое здание снесли и на его месте построили новую часовню, теперь из кирпича.
В конце XVIII века ее закрыли, использовали как соляной склад и вновь освятили уже в 1840-х годах. После перестройки, произведенной в 1860-е годы, она стоит там и по сей день. Официальное название - часовня Скорбящей Богоматери.
И еще про Тридцатилетнюю войну на моем канале