Найти тему

"Мне порой кажется, что это всё было не с нами..." От алалии к речи. Путь Толи

Только когда я поняла, что нужно перестать выстраивать в своей голове картинки будущего Толи, прекратить страдать от того, что мои ожидания по отношению к сыну никак не соотносятся с его безмолвным настоящим, судьба предложила мне выход.

11 лет прошло с тех пор, как Толя пришел с букетом на заключительное занятие. Он, конечно же, вырос.

Модный красивый молодой человек!
Модный красивый молодой человек!

Я, честно говоря, не вспоминала об этом мальчике. Была уверена в правильном настрое семьи, знала, КАК они умеют трудиться, поэтому не беспокоилась о судьбе Толи. Но, по обычаю, нежданно-негаданно, раздался телефонный звонок от его мамы. Мы проговорили почти час. Для неё ничего не забылось. Мама помнила всё то, с чем мы столкнулись, что пришлось пережить, пока её мальчик не заговорил. Первый абзац статьи - это выстраданный вывод мамы Толи, к которому она пришла, пока в поисках помощи сыну бродила по всем тем кругам, по которым ходят родители неговорящих детей.

Семья перестала искать причины неблагополучия с мальчиком, прекратила думать об "ужасном" будущем. Мама решила, что 3,5 года - это тот возраст, который не позволяет дальше откладывать деятельную помощь.

Мы начали работать с мальчиком. Серьезно осложняла моторную алалию гиперактивность. Собственно, из-за неё мальчика нигде не брали на занятия, а отправляли пройти еще какое-нибудь обследование. Но каждый опытный логопед знает, что занятия под столом (оттуда Толя практически не вылезал первые полгода работы) тоже эффективны. Потому что ребёнок всегда имеет "окошки" произвольного внимания, где бы он ни находился: на столе, под столом, за столом. Сложно было найти поощрение для Толи. Опытным путем выяснили, что работает исключительно чаепитие на кухне. Занятие я туда не переносила, т.к. нельзя, чтобы зона релаксации "фонила" работой. А вот для диалоговой провокации кухня была самым подходящим местом. Там мы вели наши первые беседы. Крайне остро проходил период "говорит много, но совершенно непонятно". Стоило переспросить один-два раза, чтобы хоть как-то сориентироваться в теме разговора с мальчиком, начиналась затяжная истерика во всей красе: с валянием по полу, швырянием предметов. Но, как говорится, и это прошло.

Толя справился. Долгих четыре года мы вели мальчика к красивой и правильной речи. Впереди была школа. Мама прекрасно понимала, что еще ничего не закончилось, чистая речь не будет гарантией лёгкого обучения для её сына.

Нагрузка массовой школы была на грани преодолимости для Толи. Вот его слова из того давнего времени:

  • Я никогда не буду читать, как все!
  • Я никогда не выучу эти стихи!
  • Я не смогу написать этот диктант!

Мальчик замыкался, уходил в себя. Маме казалось, что они не справятся. Наверное, так и случилось бы. Но везение - это основополагающее условие успешности (в совокупности с трудом, конечно). Толе повезло дважды: с первой учительницей и со школьным логопедом. Кроме родительской веры, в ребёнке должны увидеть потенциал и его педагоги. Он получал свои "честные" тройки, а дома его только хвалили. Ни разу не упрекнули за неудовлетворительную оценку. За начальную школу учительница и логопед сумели дать мальчику базу для грамотного письма. Он даже научился писать сочинения!

В средней школе у Толи хорошо пошли многие предметы. Не было проблем с математикой, отлично осваивал английский язык. Не сложились отношения с учительницей русского языка. До такой степени обострилась ситуация, что встал вопрос о дистанционном обучении. Однако Толя проявил характер, он считал, что без школьного режима не сможет полностью овладеть материалом. Мальчик остался в своем классе.

Трудно это понять, когда педагог дает ученику установку: "Ты никогда не сдашь русский! Я тебя просто не допущу до экзамена." Учительница действительно пыталась выполнить свою угрозу. Маме пришлось получать личное разрешение от директора на право сдать экзамен.

А теперь приготовьтесь! Толя стал одним из немногих одноклассников, кто получил "5" на экзамене.

18 лет, столько сейчас Толе. В голосе мамы, когда она начала по телефону рассказывать об успехах своего сына, слышалось счастье! Перекинула мне фото на телефон, высокий красивый парень. Много кадров, где Толя стоит со своими друзьями по футбольной команде (среди моих учеников много успешных спортсменов). Любит с высоты своего дома рассматривать через подзорную трубу виды нашего города.

Что же там впереди?
Что же там впереди?

Он после 9 класса ушел в колледж. Учится на логиста. Очень нравится изучать аналитику. Много читает литературы, посвященной любимому виду спорта. Стал настоящей "ходячей энциклопедией" по футболу. Практически профессионально комментирует футбольные матчи.

Не сразу я узнала в этом юноше черты того 3-летнего малыша, с которым начала заниматься много лет назад. Но выражение крайней любознательности осталось прежним.

Словами, которые я вынесла в заголовок, мама завершила наш разговор: "Мне порой кажется, Лариса Геннадьевна, что это всё было не с нами, что невозможно было через это пройти. Но столько хороших людей встретилось на нашем пути, так они помогали Толе. Я всех помню!"

Вот такая история о том, как ещё один ребёнок преодолел молчание и нашёл свою дорогу.

Всем успехов в развитии речи!