Десять негритят. СССР, 1988. Режиссер и сценарист Станислав Говорухин по повести А. Кристи). Актеры: Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Людмила Максакова, Владимир Зельдин, Михаил Глузский, Александр Абдулов, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин, Алексей Золотницкий, Ирина Терещенко, Фёдор Одиноков. 33,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Станислав Говорухин (1936–2018) поставил 19 полнометражных игровых картин и сериалов, пять из которых («День ангела», «Белый взрыв», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанда», «Десять негритят») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. И это без учета его телехитов, включая «Место встречи изменить нельзя».
Пожалуй, «Десять негритят» – это вторая (после сериала «Место встречи изменить нельзя») по популярности и востребованности работа С. Говорухина. Интерес к этому мрачному детективу, собравшему целый букет отечественных звезд первой величины, не пропадает и сегодня.
К примеру, кинокритик Евгений Нефёдов пишет, что надо отдать должное С. Говорухину «и в отличном подборе исполнительского ансамбля (сплошь таланты первой величины!), и в искусстве нагнетания саспенса, выдающем знакомство с лучшими иностранными триллерами: от постановок Альфреда Хичкока до… итальянских «джалло» с их неизменными маньяками, тянущими руки в перчатках к очередной жертве. Скрупулёзность подхода позволила не допустить бросающихся в глаза анахронизмов и добиться выверенности психологических реакций людей, попавших в жуткие обстоятельства. … И, между прочим, сложно не усмотреть проявление горькой иронии судьбы в том, что этот престарелый актёр сумеет пережить (отпраздновав столетний юбилей!) многих своих партнёров по съёмочной площадке» (Нефедов, 2016).
А кинокритик Владимир Гордеев убежден, что «говоря о достоинствах фильма, обязательно стоит упомянуть, что Говорухин, крепко держа в руках линии сюжета, не чурается и визуальных изысков. В фильме есть эффектные ракурсы, камера иногда берет на себя функцию глаз какого–либо персонажа и пристально всматривается в ближнего своего, подозреваемого–осУжденного. А как по–импрессионистски ярко и закатно–оранжево высвечивается лицо Татьяны Друбич, когда смутная тень потенциального убийцы медленно скользит вдоль ее окна и устраняет со стекла блики заходящего солнца! Но самая крутая сцена — ночной кошмар Кайдановского. Снятая на ручную камеру, эта монохромная сцена коротка и тревожна, как сон любого алкоголика. Она удушлива и страшна, в ней передан тот бессмысленный, полуосознанный порыв куда–то двигаться, тогда как реалии сна кошмара тебе двигаться не дают, чиня всяческие препоны — от внешних объектов до какой–то странной внутренней беспомощности. За одну только эту сцену фильм заслуживает высокой оценки. … "Десять негритят" — это развлекательный фильм высокой пробы, образчик детективного жанра» (Гордеев, 2007).
У этого фильма С. Говорухина и сегодня масса поклонников:
«Необыкновенный фильм. Гениальная, неподражаемая игра актёров. Мастерски передана обстановка и снят остров. А музыка – это просто что–то божественное! Настолько точно подобрана и настолько острая, что весь фильм держит в напряжении. Ну и, конечно же, Владимир Зельдин! Неподражаемый, сдержанный, мудрый!» (С. Бабанов).
«То как Станислав Сергеевич умеет работать с актёрами, просто непередаваемо. Какими гранями засверкали таланты уже давно известных артистов в этом фильме. Михаил Глузский, играющий старого генерала, пришедшего к полному духовному опустошению и ждущего смерти, как избавление от мук совести. Людмила Максакова играющая святошу, губящую жизнь несчастной девушки, не выпуская Библию из рук. А как Александр Абдулов сыграл совсем небольшую роль обнаглевшего от безнаказанности "беспечного ездока", на чьей совести две детские жизни» (Андрей).
«Думаю, что фильм и книга достойны друг друга. Более того – сами сюжет, идея "Негритят" считаю шедевральными. Именно "Десять негритят" Кристи и "Собака Баскервилей" Конан Дойла для меня – лучшие детективные истории. Сам фильм по–настоящему мастерский со всех точек зрения. Но особо выделю, конечно же, Зельдина. Вот здесь, полагаю, что образ судьи в фильме более удачен, чем в книге. В своем романе Кристи постоянно подчеркивает его злобность, ехидство, неприятную внешность. В картине же Говорухина Зельдин выглядит как вполне респектабельный почтенный джентльмен – обходительный, учтивый, спокойный. И от этого, учитывая, кем он оказывается в конце, данный образ только выигрывает. … «Десять негритят» небанальны – и это самое главное, что делает данное произведение гениальным» (А. Лукьяненко).
Киновед Александр Федоров
В 26-го не стрелять. СССР, 1967. Режиссер Равиль Батыров. Сценаристы: Эдуард Арбенов, Равиль Батыров, Лев Николаев (по роману Э. Арбенова и Л. Николаева "Феникс"). Актеры: Туган Режаметов, Александр Попов, Каарел Карм, Светлана Норбаева, Стяпонас Космаускас, Харийс Лиепиньш и др. 32,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Равиль Батыров (1931–2014) за свою жизнь поставил 13 фильмов («Яблоки сорок первого года», «Любовь и ярость», «Вина лейтенанта Некрасова» и др.), два из которых («В 26-го не стрелять» и «Ждем тебя, парень») смогли попасть в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Берлин 1943 года Советский разведчик становится инструктором секретной разведшколы нацистов и передает в Москву важнейшие сведения…
«В 26-го не стрелять» – яркий пример шумного успеха в советском прокате фильма без звездных имен, да еще и региональной студии «Узбекфильм». Причина успеха, на мой взгляд, была не только в военно–шпионской теме, но и в довольно крепкой сценарной основе.
В год выхода фильма «В 26-го не стрелять» кинокритик Татьяна Иванова похвалила фильм, отметив, что «успех детективного фильма решает, в конечном счете, не детективная интрига. Она — обязательное условие успеха, но еще не гарантия его. Картина, о которой идет речь, — хорошая детективная картина» (Иванова, 1967).
Да и зрителям XXI века, похоже, все еще нравится эта лента:
«Фильм очень хороший и захватывающий. Даже через много лет память об этом фильме возвращает меня во времена моего детства и юности, где было мужество и отвага, смелость и доброта, ответственность за порученное дело и за судьбу других людей. Очень тяжелый, но светлый фильм. Большое спасибо его создателям и всем кто над ним работал» (А. Лунев).
«Интересная, хорошо закрученная, динамичная картина, отличные актеры. Экзотичен сюжет: предатели–туркестанцы, сотрудники нацистских органов; героический советский разведчик–узбек, сознательно жертвующий собой, чтобы состоялась важная военная операция; влюбленная в него секретарша крупного нацистского чина, так глупо попавшаяся с копиркой и заплатившая за эту глупость жизнью. … В общем и целом – очень достойный фильм» (Руссе).
Киновед Александр Федоров