Ночной патруль. СССР, 1957. Режиссер Владимир Сухобоков. Сценаристы Михаил Маклярский, Лев Шейнин. Актеры: Лев Свердлин, Марк Бернес, Вадим Грачёв, Валентина Ушакова, Владимир Андреев, Татьяна Окуневская, Зоя Фёдорова, Сергей Филиппов и др. 36,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Владимир Сухобоков (1910–1973) за свою творческую карьеру поставил дюжину фильмов, но зрителям в итоге запомнился (скорее всего, из–за звездного состава актеров) только один – «Ночной патруль»… Всего у В. Сухобокова в тысячу самых кассовых советских кинолент вошло четыре картины: «Ночной патруль», два фильма–спектакля – «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и цирковой стереофильм «Косолапый друг».
Если спросить сегодня обычного зрителя, знает ли он что–то о кинорежиссере Владимире Сухобокове, то, полагаю, вряд ли можно услышать в ответ что–то вразумительное. А между тем, детектив Владимира Сухобокова «Ночной патруль» (1957) входит в 120 самых популярных советских фильмов за все время существования СССР.
Советская кинокритика отнеслась к детективу «Ночной патруль» довольно строго.
Так кинокритик Валентина Колодяжная (1911-2003) писала о нем так: «В фильме сняты превосходные актеры… В сценарии есть волнующие драматические ситуации, есть живой (хотя местами несколько вульгарный) диалог. Режиссер В. Сухобоков создал убедительную атмосферу действия и нашел превосходный монтажный ритм. В фильме немало отдельных достоинств, но в нем нет главного — глубоких жизненных образов и значительных событий.
В «Ночном патруле» нет таких действующих лиц, которые могли бы стать любимыми героями. И фильм, имеющий успех у зрителя, все же не стал подлинным произведением искусства. Основной недостаток сценария М. Маклярского и Л. Шейнина в том, что в нем мало подлинных приключений, а те, которые показаны, раскрывают характеры героев весьма приблизительно. Больше всего пострадала от этого центральная роль — комиссара милиции Кречетова. Кречетов, несмотря на все усилия Л. Свердлина, оказался в сущности «голубым» героем, лишенным характера. Кречетов должен был расследовать сложное и запутанное преступление, но оно распутывается фактически само по себе, без его участия.
… Вместо того чтобы раскрыть характер героя в поступках, авторы пытаются проиллюстрировать его посредством статичных сценок, нс имеющих прямого отношения к основному действию. Так, например, Кречетов танцует на балу с какой-то девицей (он общителен и приветлив), побивает какого-то бригадмильца на занятиях по самбо (у него хорошая тренировка), рассказывает внучке сказочку (добрый дедушка), говорит по-английски (образован) с иностранцем, который не играет никакой роли в действии фильма, и т.д.
В картине много необязательных сцен и разговоров и в то же время бегло показаны те приключения, в которых должна была развернуться борьба Кречетова с преступниками. И хотя Л. Свердлин мастерски придает различную эмоциональную окраску информационным, в сущности, диалогам, в которых участвует его герой, показывает сочувствие (к Огоньку), жалость (к взволнованному Алексею), строгость (к Соболеву), благожелательность (к Касьянову) и т.д., но создать своеобразный характер он здесь просто нс может. Иногда талантливого актера словно мучает жажда раскрыть задуманный образ, и это чувствуется в поисках «второго плана», деталей, внутренней жизни героя... Увы, он не может сделать больше того, что позволяют ему ситуации фильма. М. Бернес — Огонек также ищет характер героя, но сцены, в которых он участвует, лишены острой действенности. … Огонек нс участвует ни в одном столкновении, он только рассказывает... Нечего делать в фильме превосходной актрисе 3. Федоровой, играющей подругу Нежука — нелюбимую и нелюбящую, отчаявшуюся и жалкую. Все эти черты ее характера даны в экспозиции и ничем не подтверждены в действии» (Колодяжная, 1958: 40-41).
О «Ночном патруле» зрители и сегодня спорят.
Кто–то из зрителей с легкой иронией пишет, что фильм «явно выполнял политический заказ – пропагандировать процесс восстановления социалистической законности. Поэтому обаятельный комиссар то и дело разражается длинными сентенциями о недопустимости обижать простых граждан. Все остальное – просто паузы между сентенциями. Поэтому, видимо, режиссер на остальное махнул рукой – и получилось хорошо. Бернес поет под гитару, Филиппов демонстрирует филигранные эскапады, главный бандит дико вращает глазами, Евгений Гуров и Татьяна Окуневская демонстрируют высоты довоенной театральной школы» (Думитру С.).
Кому–то не нравится игра знаменитого Марка Бернеса: «Абсолютно неубедителен здесь М.Бернес... Неужели сам актёр не понимал, что роль воровского авторитета – это не его? Слишком уж у Марка Наумовича благообразная внешность… На лице написано – ''добропорядочный отец семейства''» (Л. Чесноков).
Но большинству зрителей «Ночной патруль», как игра М. Бернеса, явно пришлись по душе:
«Запомнился прежде всего Марк Бернес в роли вора в законе по кличке «Огонек». Удивительным было то, что по природе своего дарования актер был необычайно обаятельным, что никак не соответствовало расхожему мнению о злобном и несимпатичном преступнике» (Михаил).
«Очень понравился фильм. И есть намек на культ личности. И замечательный образ создал Бернес. Мы ведь привыкли видеть его улыбающимся, безумно обаятельным, а тут такая суровость, сдержанность. Когда пела Марфа Федоровой, сердце щемило. Она ведь пела о своей загубленной судьбе» (Элла).
«Не могу не сказать несколько слов в защиту этого старого доброго фильма. Не баловали зрителя в те далекие времена хорошими детективными кинофильмами. Считаю "Ночной патруль" вполне удачным для этого жанра: добротная режиссура, хороший актерский состав, запоминающаяся душевная песня "Огонька"» (С. Соловьев).
Киновед Александр Федоров
Как вас теперь называть? СССР, 1965. Режиссер Владимир Чеботарев. Сценаристы: Юрий Лукин, Михаил Прудников, Владимир Чеботарёв. Актеры: Анатолий Азо, Владислав Стржельчик, Михаил Глузский, Лариса Голубкина, Владимир Самойлов, Ефим Копелян, Павел Массальский, Всеволод Ларионов и др. 36,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Чеботарев (1921–2010) за свою творческую карьеру тоже поставил 16 фильмов, многие из которых («Человек–амфибия», «Как вас теперь называть?», «Крах», «Алмазы для Марии», «Выстрел в спину», «Дикий мед») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Самый знаменитый фильм Владимира Чеботарева, конечно же, «Человек–амфибия» (1961), но его остросюжетные ленты и военные драмы («Батальоны просят огня») также имели немалый успех у зрителей. Шпионский детектив «Как вас теперь называть?» относится к их числу.
В год выхода этого фильма в прокат советская кинопресса оценила его в целом позитивно, хотя, к примеру, рецензенты журнала «Искусство кино» отметили, что «в попытке драматизировать события и характеры авторы подчас как бы чрезмерно нагнетают сложность и от этого, само собой, теряют се. Их можно упрекнуть в излишнем увлечении сюжетными парадоксами, каждый из которых мог бы стать основой самостоятельного фильма — для одной картины их, пожалуй, многовато... Налет искусственной, нарочитой сложности лежит и на ряде характеров. … В некоторой степени это относится и к главному персонажу — разведчику Валерию. Режиссер В. Чеботарев и актер немало потрудились, чтобы создать сложный, духовно выразительный образ. У героя умные, живые глаза, изящные движения, элегантная речь. Он одинаково убедителен и в роли бельгийского кулинара, и в роли ловкого авантюриста, которую разыгрывает в камере, и особенно в поединке с Готтбургом, когда ему не надо играть никакой роли, а просто нужно быть тем, кто он есть, — бойцом и патриотом. Но порой создастся ощущение, что герой где-то немного рисуется своим артистизмом, умом, талантом, памятью. Эта внешняя усложненность, некоторая картинность еще не объясняют подлинной сложности и красоты характера героя» (Богомолов, Кушниров, 1965: 1973).
Сегодня, в XXI веке, зрители продолжают спорить о фильме «Как вас теперь называть?».
«За»:
«Один из наиболее достоверных фильмов о советских разведчиках, снятый на основе реальных событий. Великолепный дуэт: психологический поединок немецкого генерала Готтбурга (В. Стржельчик) с разведчиком Валерием, виртуозно изображающим из себя повара – бельгийца мсье Жака (А. Азо) – наверное, один из лучших в советском героическом детективе. Это поединок ума и находчивости, сделанный с великим актерским искусством. Привлекают также нестандартные образы Майкова (В. Самойлов) и Костюк (Л. Голубкина)» (А. Гребенкин).
«Среди отечественных фильмов о разведчиках этот фильм занимает вполне достойное место. Хорошие актерские работы, достоверно воссозданная обстановка оккупированного города. Кроме Азо и Стржельчика мне запомнилась Лариса Голубкина в драматической роли молодой подпольщицы Лиды, полюбившей на свою беду человека, оказавшегося провокатором гестапо, и трагически погибшей» (Б. Нежданов).
«Очень хороший фильм. … Великолепный актёрский ансамбль и самое главное – острый психологический поединок между В. Стржельчиком и А. Азо. Смотрится с интересом. Особенно эффектна концовка. Наши всегда побеждают. Сейчас таких фильмов о войне не делают» (А. Бойников).
«Против»:
«Игра актеров на уровне, по–советски, но сюжет/сценарий – просто мусор… До конца не досмотрел, не осилил этот бред (не случайно подобные картины в забвении!)» (Горацио).
Киновед Александр Федоров