Издалека нужное мне помещение кажется больше складом, чем мастерской. Однако серое снаружи, неприглядное здание действительно таковой является. И в ней трудится луганский скульптор Роман Мануйлов. В этот раз одному из авторов известного местного монумента «Они отстояли Родину» выпала непростая задача — сделать портрет коллеги, погибшего во время СВО, Александра Елизарова.
Внутри мастерской довольно прохладно, играет классическая музыка, а на небольшом, свободном от рабочих инструментов и скульптур пятачке толпятся приглашенные журналисты. Роман работает глиной над портретом, добавляя то тут, то там по небольшому кусочку материала, а затем убирает их, пытаясь довести дело до предельного идеала. Глиняная скульптура со временем «перекочует» в гипсовую форму, своеобразный слепок, в который будет залит бетон. Готовый памятник будет установлен на могиле погибшего.
— Я решил сделать второй вариант, потому что первый мне не особо понравился, — рассказывает Роман о работе. — На первом варианте он просто не вместился. Мы начали делать портрет, только голову, а потом уже захотелось добавить скульптору руки — куда ведь скульптор без рук. И по чуть-чуть начали добавлять. Может он ещё вырастет во весь рост. Процесс идёт, и остановить его очень трудно.
Завершить скульптуру планируется ко дню рождения Александра Елизарова, по крайней мере, скульптору хотелось бы успеть. Но он тут же добавляет, что такой труд ведётся только под соответствующее настроение.
— Вообще если срочно нужно, то такую работу, правда халтуру, можно и за месяц сделать. Для жизни нужно душу вложить, чтобы никто не ходил, не фотографировал, не задавал вопросы, — не без иронии намекает автор скульптуры на журналистов. — Это процесс уединенный и умиротворенный. Когда человек и его произведение наедине, тогда происходит волшебство.
От работы речь волей-неволей заходит о том, кто на ней изображён. Александр Елизаров был довольно известным скульптором в Луганске. Мануйлов хорошо его знал, так как одно время они работали вместе: преподавали в Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского. Человеком скульптор был честным и добросовестным, в работе — педантичным и скрупулезным. Но главное, что любое произведение Елизаров доводил до уровня «отлично», считает Роман.
— Плохо сделать работу он просто не мог. Он с трёх лет учился рисовать, интересовался искусством, всю жизнь к этому шёл. Окончил училище, потом академию, у него много работ на уровне мировой классики. Он был высокопрофессиональным скульптором. Я больше самоучка, интуитивно всё делаю, а он знал, как положено по-научному. И, наверное, скульпторов его уровня у нас и не было почти. Александр Борисович «делал» живых людей.
По словам мужчины, единственное, что теперь можно сделать для погибшего — попробовать увековечить его монументами. И тут даже первый, якобы «неудавшийся» вариант скульптуры может быть доработан — если найдется место в городе, куда можно будет его установить. Роман Мануйлов чувствует за это личную ответственность: «Я слышу его голос за спиной. Я не могу создать его хуже, чем он мог бы себя сделать. Поэтому для меня это очень трудное задание».
Александр Елизаров погиб в мае 2022 года в районе посёлка Камышеваха Попаснянского района ЛНР. Батальон продолжал наступление, но мужчине не повезло: в его блиндаж прилетел вражеский беспилотник. Об этом рассказывает председатель правления Союза художников ЛНР Артём Фесенко.
— Александр Борисович был удивительным человеком. Он на все мои какие-то ребяческие идеи всегда давал отклик, шел навстречу тому, чтобы что-то создать для людей. Чем мы только не занимались: восстановлением скульптур, создавали аутентичные произведения. Я рассчитывал, что именно он станет тем человеком, который возродит скульптурную школу в Луганске. Ему нравилось преподавать, он был требовательным учителем, и при этом очень добрым.
Коллеги по цеху говорят немало хорошего о Елизарове, его таланте, замыслах, отмечая, что он многого не успел сделать. Но в Луганске и других городах ЛНР навсегда останутся работы Александра Борисовича: скульптуры «Пятилетию знамени МВД ЛНР», «Непокоренный «Беркут», «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», малая копия скульптуры «Минина и Пожарского и многие другие.