Порою в потаенных уголках бескрайнего нашего Отечества встречаются столь выдающиеся архитектурные памятники, что могли бы запросто украсить любой губернский, а то и столичный город.
Михаило-Архангельская церковь в Порошине – как раз такой случай. Более того, близкий ее аналог украшает перекресток старых улиц в Хамовническом районе Первопрестольной.
Известно, что столичная Успенская церковь на Могильцах была выстроена по проекту французского архитектора Николя Леграна (1773-1798 гг.), ни много, ни мало – составителя генплана Москвы 1775 года.
Дореволюционные справочники свидетельствуют, что владельческое село Порошино (Архангельское тож) находится при ручьях между Тамбовским и Мокшанским трактами, расстоянием от Пензы в 90 верстах, от уездного Нижнего Ломова в 22 верстах (см. СНМ по сведениям 1864 года, стр. 80).
Датировка завершения строительства церкви варьируется между 1808 годом, указанным в епархиальном справочнике 1896 года издания (см. стр. 167), и 1806 годом, указанным в аналогичном справочнике за 1907 год (см. стр. 226).
Помимо главного престола, посвященного Архангелу Михаилу, имела два теплых придела – во имя Федора Тирона и Александра Невского.
Ктитором Порошинской церкви «в интернетах» называется помещик Никифоров. Вероятнее всего речь идет о Темниковском уездном представителе дворянства Иване Федоровиче Никифорове (1743 – 1816), выступившим заказчиком строительства Казанской церкви в Бутакове, что на границе Мордовии и Нижегородчины.
Как нетрудно догадаться из контекста повествования архитектором Казанской церкви в Бутакове также является Николя Легран. Сама же церковь в точности похожа на Порошинскую, с тем лишь отличием, что сегодня находится в обитаемом селе и является действующей.
В начале прошлого века в Порошине насчитывалось полторы тысячи жителей. За прошедшее столетие местность, считай, обезлюдела – перепись 2010 года насчитала здесь лишь два десятка зарегистрированных жителей.
В советские годы здание церкви использовалось в народно-хозяйственных целях. С развалом народного хозяйства пришло в запустение и ныне предано забвению, не имея даже формального статуса объекта культурного наследия.
Вот такой вот «клубок» запутался из разрозненных фактов о французах, помещиках, столице и провинции. Быть может, историки архитектуры смогут распутать этот клубок и связать воедино историю возникновения двух идентичных церквей в разных регионах со столичным прообразом, дабы вывести из забвения этот замечательный памятник классицизма.
Пензенская область, 87-й день весны 2021 года.