В 1979 году Александр Митта снял фильм «Экипаж», ставший в своё время лидером советского проката и запомнившийся надолго, в отличие от его современного варианта. Он давно задумывал снять глубокое кино разноплановое кино, включающее в себя несколько жанров: мелодраму, фильм-катастрофу и советскую производственную драму. В общем, сделать всё как в жизни, где любовь и работа часто взаимосвязаны, и добавить чисто киношных элементов в виде впечатляющих кадров стихийных бедствий и подвига советских лётчиков. Он подал заявку на фильм, но ему сначала ответили категоричным отказом — советские чиновники решили, что нельзя снимать авиакатастрофу в Советском Союзе, поскольку это опорочит престиж нашей авиации. Однако здравый смысл всё же возобладал и кино сняли, правда велели максимально сгладить все острые углы.
Потому авторы фильма придумали, что катастрофа должны быть в Африке, где в несуществующем городке Бидри наш самолёт попадает в природную катастрофу. Из-за многочисленных съёмок опасных погодных явлений: селевого потока, извержения вулкана, землетрясения и последовавшего потом взрыва нефтяного завода, бюджет намечался очень приличный — 1,5 млн рублей, иначе бы всё выглядело дешёво и карикатурно. Однако выделили на 250 тыс. рублей меньше, впрочем, для советского кино тех лет это всё равно была очень приличная сумма — больше затратили лишь Бондарчук на экранизацию «Войны и мира» и Озеров на эпопею «Освобождение».
Впрочем, львиную долю средств выделил Аэрофлот, он же предоставил и самолёты для съёмок. Ходила история, что однажды съёмочной группе выделили списанный ТУ-154 и сказали: «делайте с ним, что хотите». Решили сжечь ради эффектного кадра, закачали керосином и подожгли. Получилось действительно эффектно, пожар был до неба, но оказалось, что по какой-то причине оператору снять всё это великолепии толком не получилось.
Съёмки были сложными, даже актёры снимались не те, которых в своём фильме первоначально хотел видеть Митта. Например, Александр Петренко отказался от роли Тимченко, объяснив тем, что «техника и железо — это не моё. Мне бы где-нибудь в деревеньке сняться, в избушке деревянной, чтобы дышалось легче». Потому пришлось остановиться на кандидатуре Георгия Жженова, и вот тут всё сошлось идеально.
В роли бортинженера Игоря Скворцова должен был сняться Олег Даль. Однако тот переработал, и ему нужен был отдых и лечение, поэтому решили взять Леонида Филатова, на тот момент никому не известного актёра.
Александру Яковлеву утвердили на роль по воле случая. Однажды Митта шёл по павильону Мосфильма и увидел симпатичную девушку, которая горько плакала. «Меня не взяли, а я лучше». Митта поверил и сказал: « ну а мы вас берём».
Правда о своём поспешном решении впоследствии пожалел. Александра Яковлева оказалась основательной прогульщицей, часто опаздывала и срывала съёмки, заставляя ждать всю съёмочную бригаду. Наконец, она появляется, но не в том платье, в котором нужно для роли. Митта спрашивает, почему не переоделась, на то Яковлева отвечает: «мне костюмерша велела в этом, сказала так лучше». Когда шли к костюмерше, то оказалось, что она ничего такого не говорила, а платье выбрала по просьбе актрисы, дескать, режиссёр так велел. И когда всё выясняется, Яковлева, не особенно смущаясь, с видом невинного ангелочка говорила: «мне просто в голубеньком лучше».
Второго пилота Михаила мог бы сыграть и Николай Караченцов, и первоначальные пробы были отличными, но тут Караченцов заявил, что очень занят работой в Ленкоме и на телевидении, потому может на съёмки отводить лишь пару дней в неделю. Это категорически не устраивало съёмочную группу, потому пригласили Анатолия Васильева, который таких условий не ставил.
А как вы считаете, можно ли недоучившейся студентке театрального, какой была Яковлева в то время позволять себе замашки настоящей звезды и что вы вообще думаете о фильме «Экипаж» 1979 года и его современной версии 2016. Пишите в комментариях.
Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.