Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Шпионы и диверсанты на советском экране: "На дальних берегах" (СССР, 1958) и "Дочь Стратиона" (СССР, 1965): мнения зрителей и кинокритиков

На дальних берегах. СССР, 1958. Режиссер Тофик Таги–заде. Сценаристы Имран Касумов, Гасан Сеидбейли (по собственной одноименной повести). Актеры: Нодар Шашик–оглы, Юрий Боголюбов, Агния Елекоева, Алескер Гаджи Алекперов, Лев Бордуков, Андрей Файт, Григорий Шпигель, Николай Боголюбов и др. 27,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Тофик Таги–заде (1919–1998) поставил 14 полнометражных игровых кинолент, но только две из них – остросюжетная история о героическом советском диверсанте (имеющая реальную историческую основу), действующем в 1944 году в Триесте, – «На дальних берегах», и музкомедия «Аршин Мал-Алан» – вошли в тысячу самых кассовых фильмов СССР.

-3

Я люблю Триест с его австрийским стилем центральных улиц, шикарной площадью с великолепным видом на море, романтичным каналом и старинным кафе, где любил пил крепкий кофе знаменитый писатель Дж. Джойс…

-4

Итальянцы давно уже облюбовали Триест как идеальное место действие как таинственных детективов («Любовь и вендетта», «Красная дверь»), так и жизнерадостных комедий («Давай поженимся»).

-5

И прогуливаясь по триестским улицам, я с удовольствием узнавал знакомые по фильмам места…

-6

Насколько мне известно «На дальних берегах» – единственный советский игровой фильм, действие которого происходит в Триесте.

Киновед Александр Федоров

-7

В год выхода на экран фильм Тофика Таги–заде воспринимался в общем контексте тогдашних лент «про разведчиков в тылу врага» («Подвиг разведчика», «Секретная миссия», «Вдали от Родины» и др.).

-8

В «Истории советского киноискусства» отмечалось, что «энергичный темп, динамика действия, события…, новизна самого материала… сделали фильм [«На дальних берегах»] интересным и увлекательным. И всё же его успех был определен в первую очередь ясностью и убедительностью центрального образа, обаянием исполнителя» (История советского кино. Т.4. М., 1978. С. 216).

-9

Об этом говорят и окрашенные ностальгией восторженные отклики многих сегодняшних зрителей:

«Книга и фильм "На дальних берегах"– любимые воспоминания детства и юности. Образ разведчика воспитывал лучшие качества у мальчишек. Главное любовь и преданность Родине» (Н. Маркелов).

«И над книгой, и на фильме рыдала и долго не могла успокоиться – так эти вещи меня потрясли. И это при моем стойком характере. Легенда, правда и шедевр» (Ирина К.).

«Это самый лучший фильм о войне, даже лучше, чем "Отец солдата", "Звезда", "А зори здесь тихие". Фильм на века» (Бернардо).

«Обожаю фильмы про советских разведчиков!» (Зритель).

Но XXI век принес и постмодернистскую трактовку этого фильма.

К примеру, Moskovitza считает, что «пионерская нацисплуатационная картина Таги–заде превратила гитлеровскую униформу в фетиш… Именно вокруг использования униформы в картине развернулась характерная для фетиша – как застывшего, задержанного образа – зрительская дискуссия: невесть откуда взявшиеся ревнители чистоты «холодного стиля» пеняли создателям фильма за лишние знаки различия на петлицах эсэсовских мундиров и неуместные отвороты на кителях сухопутных офицеров. И не случайно именно мазохистский фетиш – полоска кожи между краем платья и резинкой чулка, которую так небрежно и продуманно оголяет верная помощница Михайло, партизанская связная Анжелика (восходящая звезда нацисплотейшн Агния Елекоева) – стал главным символом картины и нацисплуатационного жанра в целом. … Анжелика – женщина–палач, показывающая своим жертвам резинку чулка как «последний объект»… Но зритель знает – это Анжелика пытает гестаповцев неотвратимостью Смерти» (Moskovitza, 2011).

В любом случае «На дальних берегах» и сегодня весьма интересный объект для культурологического исследования стереотипов шпионско–нацистской тематики в мировом кинематографе…

Киновед Александр Федоров

P.S. Моя статья о мистическом детективе "Красная дверь", снятом в Триесте, здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/krasnaia-dver-2017-i-praktikantka-2016-5dbaba78027a1500afd40643

Моя статья о фильме "Любовь и вендетта", где действие романа "Граф Монте-Кристо" перенесено в современный Триест, здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/liubov-i-vendetta--un-amore-e-una-vendetta-2011-5e21576e43fdc000ad644539

-10

Дочь Стратиона. СССР, 1965. Режиссеры Василий Левин, Николай Винграновский. Сценаристы Василий Земляк, Василий Левин (по повести В. Земляка "Гневный Стратион"). Актеры: Николай Крюков, Людмила Платонова, Валерий Гатаев, Виктор Пименов, Дмитрий Орловский и др. 26,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-11

Режиссер Василий Левин (1923–1998) поставил десять полнометражных фильмов, два из которых – «Дочь Стратиона» и «Повесть о первой любви» (и это не считая телевизионного «Капитана Немо») – вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Великая Отечественная война. Немецкий диверсант под видом советского капитана хочет узнать расположение партизанского отряда…

Советская пресса приняла военный детектив «Дочь Стратиона» неплохо.

К примеру, в «Ленинской правде» (18.03.1965) отмечалось, что в этом фильме хорошо раскрывается тема патриотизма и самопожертвования во имя Родины.

Зрители и сегодня обсуждают «Дочь Стратиона», отдавая должного его неординарному для военной тематики сюжету:

«Фильм чисто советский, но сюжет необычный» (Евгений).

«Фильм довольно интересный, … о том, как гитлеровцы для борьбы против партизан создавали лжепартизанские отряды. … К сожалению, драматургия сценария довольно схематична, и интересно задуманный фильм не вышел за рамки военно–приключенческого жанра» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров