Найти тему
Философия и наука

Разоблачаем "несбывшиеся прогнозы" К. Маркса. Про вытеснение независимых производителей

Разберем второй пункт из списка несбывшихся прогнозов К. Маркса, составленного П. Сингером. Первое разоблачение про неравенство можно почитать здесь. П. Сингер утверждает, что прогноз К. Маркса о том, что "всё больше и больше независимых производителей будут вытеснены в ряды пролетариата, останется несколько богатых капиталистов и масса бедных рабочих" не сбылся. И действительно, часто марксизм критикуют за отрицание конкуренции, восхваляя при этом чистый рынок, где конкуренция принесла целый ряд плюсов. Но марксизм не отрицает конкуренции и ее роли в экономике, а лишь показывает, что чистый рынок - это верный путь к монополизации. Кое-что об этом мы с вами уже обсуждали здесь. Теперь подробнее.

Никакой конкуренции, в более или менее чистом виде, уже давно и в помине нет в Западной экономике, по-крайней мере на уровне большого бизнеса. Это уже давно показал в своих исследованиях Дж. Гэлбрейт, который, подобно Т. Пикетти, документально установил следующее.

После Второй Мировой войны роль крупных корпораций в экономике возросла. Классические предприниматели прошлого были антагонистами государства, а крупные корпорации (фактически монополии) теперь стремятся к сотрудничеству с государством. Акционерные компании сделали фактически невозможной персонификацию предпринимателя, как собственника и поэтому классическое предпринимательство уже во второй половине XX века постепенно исчезает. На его место приходит корпоративное предпринимательство. В современных корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техноструктура (управляющая система), ее власть безлика, решения вырабатываются коллективно. Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед, чтобы не потерять свое положение и сверхприбыли. Планирование требует стабильности, поэтому о свободной конкуренции не может быть и речи. Техноструктура своими договорами с другими техноструктурами создает всеохватывающую сеть, которая делает рынок управляемым, предсказуемым, контролируемым. Техноструктура имеет иные цели, чем классический предприниматель: не максимизации прибыли (у техноструктуры и так сверхогромные капиталы), а прочная позиция фирмы на рынке, контроль рынка. Предпринимателей больше нет в том виде, в каком они были раньше. Есть техноструктуры и их менеджеры-управленцы.

Таким образом, на уровне торговли китайским ширпотребом через маркетплейс, какое-то подобие конкуренции сохраняется, также, как и на уровне магазинов "у дома" или местных парикмахерских. На уровне экономики в целом - забудьте. Независимые производители действительно были поглощены и вытеснены в ряды либо непосредственно пролетариата (не в смысле прям бедноты, а просто наемных рабочих, тех же менеджеров), либо отправлены на уровень подконтрольных дочерних компаний. И опять же, если бы не две Мировые войны, Великая депрессия, реформы Ф. Рузвельта и существование СССР, эти процессы прошли бы еще быстрее и явнее. Что касается "богатых капиталистов и массы бедных рабочих", то просто вспомните, опять же, исследование Т. Пикетти про неравенство.

И напоследок, как в качестве наглядной иллюстрации, привожу лишь неполный список брендов и продукции, принадлежащих одной (!) американской ТНК "The Procter & Gamble Company":
- Fairy,
- Tide,
- Ariel,
- «Миф»,
- Ace,
- Mr. Clean,
- Lenor,
- Comet,
- Fairy Oxi,
- Mr. Proper,
- Dreft,
- Pampers,
- Always,
- Alldays,
- Tampax,
- Discreet,
- Naturella,
- Wash & Go,
- Head & Shoulders,
- Pantene,
- Shamtu,
- Herbal Essense,
- Wella,
- Londa,
- Camay,
- Safeguard,
- Secret,
- Old Spice,
- Olay,
- Hugo Boss,
- Dolce&Gabbana,
- Gucci,
- Mexx,
- Baldessarini,
- Blend-a-Med,
- Oral-B,
- Crest,
- Cover Girl,
- Max Factor,
- Gillette,
- Venus,
- Braun,
- Eukanuba и мн. др.

А вот что принадлежит PepsiCo:
- все виды Pepsi,
- 7UP,
- Mirinda;
- Mountain Dew,
- ряд изотонических и энергетических напитков,
- соки J-7;
- «Агуша»,
- «Веселый Молочник»,
- «Домик в деревне»,
- «Любимый»,
- «Фруктовый сад»,
- «Чудо»,
- «Я»
- чипсы Lay’s,
- Cheetos и мн. др.

Наверное, процентов 80 того, что вы видите в магазинах - это всего лишь 2 компании (по-крайней мере так было до начала "эпохи импортозамещения").

Короткая квинт-эссенция сказанного выше: марксизм не предсказывает то, что все, абсолютно все маленькие магазинчики во дворах жилых домов должны закрыться в угоду крупным капиталистами без возможности открыться вновь. Марксизм предсказывает, что рыночная экономика стремится к монополизации, так как в ходе свободной конкуренции более успешные игроки рынка естественным образом вытесняют или поглощают менее успешных. Без вмешательства государства это происходит быстро и явно. С государственным вмешательством - не быстро и не явно, но всë равно происходит. Примеров вокруг нас - хоть отбавляй.

Предыдущее разоблачение: Про неравенство

Следующее разоблачение: Про заработную плату работников

Мой Дневник политического экономиста