Большой интерес вызвала моя публикация за 20 июля.
В которой зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат фракции КПРФ Алексей Куринный обозначил свою позицию по политике государства по расходам на здравоохранение.
Предлагаю его мнение по расходам на здравоохранение в 2024 году, которое он высказал 18 ноября в ответах на вопросы корреспондента Медицинской газеты.
Извлечения
Больше всего вызывает недоумение и недовольство то же самое, что мы критикуем на протяжении последних 10 лет – недостаточное финансирование, а конкретно государственные расходы на здравоохранение по отношению к ВВП. Мы опять топчемся вокруг уровня 3,6%. Это лишь половина от того, что требуется отрасли. В поручении Президента России двухлетней давности было сказано о необходимости довести государственное финансирование здравоохранения до 5% от ВВП. Однако до сих пор подвижек в этом направлении нет.
Соответственно, если нет адекватного финансирования, мы не можем решать стратегически важные проблемы системы здравоохранения. Первая из них – кадровая, чётко завязанная на заработную плату и меры социальной поддержки медработников. Вторая – всеобщее лекарственное обеспечение, а не только отдельных групп населения, как это происходит сейчас.
Третья – системное обновление инфраструктуры отрасли, а не латание дыр, как это происходит в настоящее время в рамках федеральных проектов. Подавляющая часть субъектов РФ без помощи федерального бюджета крупные инфраструктурные объекты потянуть просто не может. Я вижу это по своей Ульяновской области и другим регионам: не то, что построить целиком и оснастить новое лечебное учреждение, а даже один новый корпус областной больницы не имеют возможности. А раз нет специалистов, современных зданий и оборудования, охвата всех нуждающихся необходимой лекарственной терапией – нет и современного уровня медицины.
Во время недавней встречи нашего комитета с министром здравоохранения Михаилом Мурашко, где он анонсировал и комментировал проект бюджета, было очевидно: при таких параметрах финансирования ведомство вынуждено удерживать лодку на плаву, а не решать стратегически значимые для отрасли задачи. Да, некоторые успехи есть, в частности, объёмы ВМП подросли. В то же время потенциальные резервы первичного звена по профилактике, ранней диагностике и своевременному лечению остаются не задействованы.
Одним словом, всё начинается с финансирования и им же, точнее, его недостаточностью, заканчивается. На 3,6% от ВВП мы не сможем построить эффективную систему здравоохранения с необходимой доступностью и качеством. Не удивительно, что доля коммерческой медицины с каждым годом растёт несмотря на то, что население в целом не становится богаче. Согласно данным разных отчётов, которыми мы располагаем, по итогам 2023 г. объём платных услуг вместе с затратами на лекарства превысит 2,5 трлн руб.
Вдумайтесь: 6 трлн будет потрачено на медицину изо всех государственных источников финансирования и 2,5 трлн – из карманов пациентов. Многовато при нормативно гарантированной бесплатной медицине, разве нет? Некоторые области здравоохранения постепенно переходят в категорию платных, в частности, стоматология. Меня, если честно, эта тенденция пугает.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
1. Мне тоже пару лет назад встречалось поручение В. Путина о необходимости довести государственное финансирование здравоохранения до 5% от ВВП (рекомендуемый норматив ВОЗ). Поручение есть – выполнение отсутствует. В ближайшие годы увеличение возможно при росте ВВП (валовый внутренний продукт, не путать с инициалами Президента России 😊). Последний прогноз роста ВВП за 2023 год + 3 %.
Обозначенные депутатом проблемы государство пытается решать через государственную программу «Развитие здравоохранения», куда входят федеральные проекты: «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с сахарным диабетом», «Развитие инфраструктуры здравоохранения» и др.
Обращаю внимание, что в следующем году завершается проектное мероприятие «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».
По данным из паспорта мероприятия (началось в 2019 году) укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2) предполагается в 94 %, а врачебных должностей в 92 %
Судя по данной информации.
имеет место отклонение (существенное) фактических показателей от целевых. Впрочем, статистика Минздрава России может свидетельствовать об обратном, но я все же принимаю во внимание факты, а не статистику.
2. Вернусь еще раз к показателям федерального проекта по кадрам.
Коэффициент совместительства как для врачей, так и для медсестер обозначен в 1,2.
Соответственно, при данном коэффициенте совместительства заработная плата врача (медсестры) в регионе должна вытягивать на 200 и 100 % от средней по региону в рамках майского указа, т.е. предполагалось, что в регионах есть соответствующий фонд оплаты труда.
Профильный профсоюз считает, что многие специалисты работают на 1,5 ставки и больше.
Привожу данные (за период с 18.10.23 по 20.11.23) из опроса: «Врач (медсестра, санитарка), работающие в БУЗе не менее, чем на 1 ставку, должна получать зарплату по критериям майского указа». Пройти опрос.
Как видим мнение работников несколько отличается от позиции государства.
А теперь еще данные (за период с 11.10.23 по 20.11.23) опроса: «В 2022 году ваша зарплата соответствовала критериям майского указа президента?» Пройти опрос.
Какой вывод можно сделать из двух опросов?
Даже при выходе за пределы обозначенного совместительства в 1,2 - нет фактического соответствия зарплат критериям майского указа президента.
Почему? Потому что в здравоохранении нет денег на его выполнение (см. пояснения Алексея Куринного).
Возникает парадокс: в нынешних условиях финансирования отрасли рост численности медицинских работников по федеральной программе влечет уменьшение зарплат медиков.
Вся надежда в части выполнения майского указа - на авральные меры государства по выделению целевых средств из федерального бюджета.
Так было в конце 2022 года.
Не исключаю, что подобный сценарий повторится и в текущем году - ноябрь близится к концу.
А для БУЗ из МЗ и ФМБА на 2023 год деньги уже выделены.
Пишите комментарии. Рекомендуйте коллегам! Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.