Если пройтись по топ-10 АТ, то в половине из них будет тег "Попаданцы". Что же это такое и как оно влияет на современное творчество вообще?
Попаданец, как инструмент
Итак, вы создали свой уникальный мир и не знаете, как его преподнести читателю? Нет ничего проще: добавляем Васю и помещаем его туда. И уже через него подаём устройство мира. Так читателю будет легче ассоциировать себя с ним и вместе с ним изучать новый мир.
Казалось бы, хорошая идея, да? Но есть нюанс. Очень тонка грань, когда Попаданец изучает мир и когда начинает на него влиять. Часто авторы сами не замечают, как переходят эту грань. И вот Вася вместо того, чтобы самому адаптироваться в новом мире, начинает адаптировать мир под себя, порой нагло переписывая правила. Представьте, вас позвали на званый ужин с дресс-кодом и правилами этикета. А вы вместо этого начинаете громко ржать, сморкаться, рассказывать всем подряд анекдоты про поручика Ржевского, материться через слово. А теперь представьте себя очевидцем такого. Вот выглядит попаданец, нарушающий правила мира. Приятно? А теперь добавьте сюда, что половина попаданцев перекочевали на платформы из какого-нибудь фикбука. А кто туда в основном пишет? Правильно, школьники. Поэтому Попаданец ещё и круче Дарта Вейдера , Конана Варвара и Шерлока Холмса вместе взятых . Как это сделать , если не разбираешься в предмете? Правильно, выставить персонажей идиотами. Сюда же добавим косноязычие и неграмотность (зачем учить русский, я на нем разговариваю. Читать книги? Это скучно ).
Попаданец, как главный герой
Здесь уже хуже. Если такой персонаж становится главным героем, то с большой вероятностью появится все то, что читатели, за исключением "эстетов", так не любят: синдром главного героя , когда у попаданца все получается (а иначе, зачем он нужен?), целый фортепьянный оркестр, спрятанный в каждом кусту, послезнание, неуёмная и часто немотивированная и ненужная тяга к прогрессорству.
Попаданец не учил никакие искусства, кроме изобразительного (да и то - на 3), а терминальных случаях - мгновенно обучается им, едва попав в другой мир (тоже мне, Митра Сурик), а чтобы у него точно все получилось, он находит супер-пупер-мегаартефакт, который, разумеется до него никто не находил, потому что он никому не был нужен, а тут внезапно он может повлиять на судьбу целого мира.
Отдельной песней являются попаданцы в прошлое, которые тут же бросаются переписывать историю (Дахаки на них нет), пользуясь знаниями из своего времени. Да-да, то самое послезнание. Герой тут же бросается "открывать глаза" сильным мира сего. Вот просто давайте представим, что такой... куль с горы прибегает к тов. Сталину и орет благим матом, что Германия нападет 22 июня. Это же всем известно (опустим, что большинство таких произведений любят писать школьники, для которых история - вещь скучная)!
Вот только что будет с таким героем? Самое малое - Колыма, Соловки или "жёлтый дом", а могут и расстрелять. А почему? Да, у Кремля есть договор о ненападении. А что есть у попаданца? Ничего.
Ну, и прогрессорство. Сразу в ход идут масштабные прожекты, который толкнут страну на 100 на 200 лет вперёд! Сюда же можно отнести диванных революционеров, которые "кушать не могут", видя как страдают рядовые подданные под пятой злого правителя. Наверное, я не буду расписывать, чем это может закончится (это тема отдельной статьи, если хотите).
Попаданец, как альтер-эго автора
Пожалуй, худший из вариантов. Автор "ваяет" персонажа, полностью и перенося на него свою личность. Это альтер-эго попадает в какое-то время и другой мир не просто с набором установок и мировоззрений современной автору эпохи, но и начинает активно транслировать их на мир произведения. Его, как и автора, не волнует, насколько приживется его идея в этом мире. Он может начать сеять права человека в Элладе или Древнем Риме, сменяемость власти в королевстве, которое только сильный правитель удерживает от распада и хаоса гражданской войны.
При этом часто всплывают и синдром главного героя и рояли в кустах. И если созданного "с нуля" попаданца ещё можно простить за подобное, то альтер-эго зачастую выглядит настолько топорно, что сам мир становится лишь фоном.
Резюмируя
Попаданец - конечно, не зло во плоти, но его использование должно быть строго регламентировано и дозировано. А именно должно соблюдаться несколько условий:
- Он должен быть не более, чем инструментом. Делать его главным героем, тем более - строить вокруг него сюжет вредно
- Он должен быть строго подконтролен автору. Если остальные персонажи могут начинать влиять на сюжет сами, то роль попаданца - наблюдатель
- Он должен быть независимым персонажем (и противоречий с предыдущими пунктами тут нет). Под этим подразумевается то, что он не должен иметь связи с автором.
- Он должен соблюдать законы мира произведения, а не транслировать позицию автора.
- И, наконец, он должен помнить , что он - чужеродный элемент мира. А значит, его влияние не должно выходить за рамки того, что произошло бы и без его участия