Ко всему нужно привыкать, любое новшество и для взрослого и для ребенка является стрессом. Даже дошкольники из подготовительной группы на конкурсах и соревнованиях часто теряются при хорошо отрепетированном выступлении –
другая сцена, другое освещение, наличие жюри, зрителей – паника, забывают слова, движения. Спортивные соревнования – другая поверхность пола, не ковер, а скользкое дерево, потолок выше, зал больше, микрофон у ведущего – приходят заранее и пробуют в новом месте.
Теперь представим 3хлетних детей – пришли в сад, чужое место, чужие люди, даже игрушки нужно сначала исследовать. При этом рядом нет самого близкого человека - мамы.
Почему кто-то плачет, а кто-то радостно играет?
1 Разные типы нервной системы (если для ребенка с сильной нервной системой стрессовыми будут только очень серьезные факторы, например, мама задержалась и пришла сильно позже обещанного времени, то
для ребенка со слабой нервной системой стрессовыми факторами может стать любое изменение окружающей среды, так же, как они более восприимчивы к теплу и холоду, к тканям, к запахам, к резким или громким звукам, для них любое прикосновение может быть стрессом. Для одного ребенка звук бубна – призыв к игре, а для другого – страшный жуткий и резкий звук.
2 Отличается реакция детей, у которых уже был опыт расставания с родителями и у которых не было такого опыта.
3 Дети, которые умеют играть, способны занять себя сами и те, которые только манипулировали предметами, но не играли, не выполняли с ними игровые действия, таким детям любая игрушка быстро надоедает, а что делать дальше они не знают, снова вспоминают о маме.
4 Был ли какой-то стресс, например, расставание с мамой из-за больницы.
5 Знают ли дети, зачем пришли в сад или у них возникают страхи и неоправданные ожидания (однажды очень хорошая мама была не готова к разговору с ребёнком о саде и сказала, что ведёт его в бассейн, естественно,было испорчено не только первое впечатление о саде, но и подорвано доверие).
И т.д.
Так что же делать, чтобы облегчить ребёнку адаптацию?
Понять для себя, зачем отдали в д.с (п.ч. ребенок повзрослел, чтобы помочь ему социализироваться, п.ч.вышли на работу (часто у таких детей быстрее идет адаптация, п.ч. родители себе отдают отчет в том, что нет другого варианта поэтому не чувствуют своей вины). Проблемы часто начинаются, когда мотивация родителей, потому что так положено, потому что другие родственники настояли, соседи пошли и т.п. Когда мама уверена в том, что ребёнку в саду будет лучше, вырабатывает свою стратегию в каком режиме водить в сад, тогда и она, и ребёнок чувствуют себя увереннее. А, если мама не работает, сама стоит за дверью и плачет, думая о том, что лучше бы они с ребёнком, как раньше вместе были дома, то ребёнок чувствуют её состояние и не понимает зачем его отдали в чужое место, почему нельзя быть с мамой, чувствует нервозность мамы и начинает бояться, что она и вовсе не вернётся.
Ребёнку объяснять посещение детского сада лучше его взрослением, возможностью подружиться с другими детьми и посещать интересные занятия, а не тем, что маме надо в магазин сходить или чем-то подобным, так в сознании ребёнка он становится маме ненужной обузой, а сад неприятным местом передержки. И уж тем более нельзя наказывать садом за плохое поведение, так вообще сад превращается в тюрьму. Объяснение должно быть простым, понятным и своевременным, если вы сообщаете ребёнку о том, что он идёт в сад только 1 сентября утром, не ждите лёгкой адаптации.
Можно сначала приводить на 2-3 часа, но каждый день. Это эффективнее, чем оставить до вечера, а на следующий день вообще не привести, хотите выходной сделать ребёнку, сделайте в пятницу или в понедельник, чтобы удлинить именно выходные. Если же вы перестаёте отводить ребёнка в сад среди недели, ему вообще становится непонятно, а зачем туда ходить, раз это необязательно, он может начать искать поводы снова остаться дома, устроить истерику, скандал, заболеть в конце концов...
Рассказать о том, что ждет в саду (игры со сверстниками, занятия с воспитателями, прогулка, еда и т.п., описать весь режим дня в саду, можно начинать играть в детский сад до начала посещения).
Соблюдать дома режим дня и питания в детском саду. Если дома ребёнок привык есть в другое время, никогда не спал днём, то ему будет гораздо труднее, чем если ему уже будет привычен режим дня сада.
Одевать в одежду, которую легче снимать, например, молнию расстегнуть ребёнку легче, чем пуговицы, свитер с широким горлом проще и быстрее снять, чем расстегнуть кнопки на воротнике или тем более пуговицы...
Продумать заранее прощание (помахать рукой через окно, поцелуй, погладить по спине, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие и т.п. – нужен ритуал) быстрое прощание, можно папу, бабушку, тетю – того, с кем легче расстается ребенок.
Быть спокойной, когда уходите. Можно дать любой ключ, сказав, что это ключ от дома, чтобы ребёнок был уверен, что за ним обязательно вернутся, что без него нельзя обойтись. Многие дети боятся, что мама не вернётся совсем, ключ помогает в таких случаях успокаиваться, сообщите об этом воспитателю, чтобы она подтверждала ваши слова в ваше отсутствие.
Говорите, когда заберете ребёнка, время для маленьких детей ещё мало что значит, а вот перечислить по режиму дня все, что предстоит до вашего прихода будет полезно. Знать, что заберут после обеда или после сна или на прогулке, это понятная ребёнку информация. Чем более ожидаемо для ребёнка всё, что происходит с ним в саду, тем меньше у него поводов для стресса. И наоборот, чем больше непредсказуемости, тем дискомфортнее ему будет.
Не критиковать в присутствии ребенка то, что касается сада.
Не поддаваться на истерики. Если истерика приводит ребёнка к желаемому результату, значит вы подкрепляете использование ребёнком истерики, как рабочего метода взаимодействия с вами, как способ решения задачи и на будущее.
Приводить только здоровым.
Рассказать про любимые игры и игрушки воспитателям. Брать с собой мягкую игрушку на тихий час.
Приходя домой, дать возможность подвигаться.
Уменьшить нагрузку на нервную систему - сократить телевизор, компьютер,телефон и планшет хотя бы на время острой фазы адаптации.
Выделить ежедневное время на общение глаза в глаза с ребёнком дома.
Есть 3 фазы адаптации:
1 Острая 1мес в норме (колебания в состоянии, снижение веса, частые простуды, нарушение сна, аппетита, увеличение капризности и плаксивости.
У неё 4 степени тяжести: легкая (через 2 недели поведение приходит в норму, не болеет 1 месяц).
Средняя (есть признаки стресса, может проболеть неделю, улучшения через месяц).
Тяжелая (2-6 месяцев часто болеет, мб истощение, потеря полученных ранее навыков).
2 Подострая фаза 3-5 мес (поведение в норме, но замедляется темп психического развития).
3 Фаза компенсации (к концу учебного года дети преодолевают задержку в развитии, которая была на подострой фазе).
Что ещё можно сделать заранее, кроме как рассказать о саде, зачем он нужен и что там как устроено и поиграть в него? Кроме того, чтобы привести режим ребёнка в соответствие с садом. Желательно сделать посещение сада не первым опытом расставания с мамой. Если есть возможность периодически оставлять ребёнка на час, на два, на 3-4 с папой, с бабушкой, с тётей, с няней, отвести на занятия, воспользуйтесь этой возможностью. Так и у мамы будет опыт, когда она доверяет своего ребёнка другому взрослому и убеждается, что мир не рухнул, ребёнок остался жив и здоров, она сделала какие-то важные дела или отдохнула, тогда и в саду и ей, и ребёнку будет легче расстаться на время.
Можно до этого времени приучить ребёнка к горшку, обучить самостоятельно кушать, самостоятельно раздеваться, кое-что одевать, самостоятельно играть, конечно, без этих навыков ребёнку в саду помогут, но гораздо легче ему будет, если он уже будет владеть хоть частью этих навыков. У него итак новая ситуация, новое место, чужие люди вокруг, толчок извините другой, посуда другая, мебель другая, ко всему привыкать нужно, не до освоения новых навыков ребёнку в это время. Если вы не поможете ему овладеть этими навыками до сада, получается, что отдадите его полностью в зависимость от чужих ему людей, без которых он и шага ступить не сможет. Да, они помогут, он будет сыт, обут и одет, но представьте, как будет чувствовать себя ребёнок, когда его постоянно касаются чужие тёти, то докармливая, то переодевая, то развлекая. А для части детей прикосновения чужих людей - это ещё один повод для стресса. И можно его избежать. К тому же чаще всего детей отдают в сад с 3 лет, а это период кризиса "я сам", если у ребёнка и повода сказать "я сам" нет, это опять-таки может сказаться на его самоощущении не в лучшую сторону.
Есть, конечно, родители, которые до сих пор отдают детей в сад, чтобы всему этому их там и научили, только вот какого приходится тогда детям. Да, пройдёт время и сад из чужого пугающего места превратится в знакомое и даже приятное, изначально чужие люди станут близкими людьми, появятся друзья, любимые занятия, удовольствие от прогулок и ребёнок начнёт ходить туда с удовольствием и начнёт обучаться новым навыкам на занятиях. Только вот можно время и остроту адаптации сознательным отношением и усилиями со стороны взрослых уменьшить, а можно бездумными действиями увеличить или насовсем испортить мнение ребёнка о саде.