Россия с незапамятных времен помогала разным государствам и по разным поводам. Особенно заметна эта помощь стала в XIX веке, когда народы Балканского полуострова, покоренные Османской империей, активно повели борьбу за национальный суверенитет.
В 1821 году в Санкт-Петербурге неожиданно появился бывший богач по фамилии Сотира. До столицы Российской империи он дошел пешком, питаясь подаянием. Здесь на него обратил благосклонное внимание Государь Александр I и ряд других высокопоставленных лиц. Что это был за человек, и какова была цель его визита в Россию?
Иоанн Сотира был родом из Греции и сыном губернатора турецкой провинции – Македонии (Эгейской Македонии – авт.). Как только в 1821 году вспыхнуло греческое восстание против турок, Сотира принял в нем самое деятельное участие. Результатом этого стал турецкий плен всего семейства Сотиры, которое насчитывало 17 человек. Ему одному удалось бежать в Россию. Отныне его мечтой стало освобождение своего семейства из тяжкой неволи.
Вспомоществование ему пожаловал сам Государь и многие петербургские вельможи. Но для выкупа 17 пленных принадлежащих к знатному роду Сотиров нужна была громадная сумма денег. Тогда Иоанн обратился к русскому правительству с просьбой позволить ему объездить Россию и в разных губерниях испросить подаяния на выкуп пленников. Высочайшее позволение он получил и вдохновленный отправился в дорогу.
Из Санкт-Петербурга Иоанн Сотира прибыл в Москву. Здесь он явился к военному генерал-губернатору князю Дмитрию Владимировичу Голицыну. Любимый москвичами губернатор немедленно сделал подписку на выкуп пленных, которая принесла Иоанну 2350 рублей.
Из Москвы Сотира отправился по городам Российской империи, везде собирая что-нибудь в пользу своего семейства. Для облегчения сбора пожертвований министр внутренних дел граф Виктор Павлович Кочубей разослал всем губернаторам циркуляр о содействии несчастному греческому патрицию.
Из Орла, где Сотира получил 1254 рубля «от разных лиц Орловской губернии», он прибыл в Курск уже в 1823 году. Здесь на имя губернатора Алексея Степановича Кожухова он подал следующее прошение:
«Семейство мое, из 17 человек состоящее, находится в плену в Албании в самом жалостнейшем положении. На сей бедственный их жребий обратил внимание Государь, ровно и многие знаменитые особы, что видно из разных моих документов. Зная человеколюбие и великодушие ваше, прибегаю под покровительство ваше и покорнейше прошу о соглашении всех великодушных дворян для избавления несчастного моего семейства, что делая они выполнят слова Спасителя: понеже сотвористе единому сих братий меньших, мне сотвористе, блажен, кто вникает в состояние несчастного, обилие и богатство в дом его, правда его пребывает вечно, сыплет, раздает нищим».
Курский губернатор разослал во все уезды вверенной губернии предводителям дворянства, исправникам и городничим от себя бумаги о пожертвованиях. Подписка в пользу семейства Иоанна продолжалась в течение года. Он, разумеется, не оставался так долго в Курске и отправился в восточные губернии России. В Курской губернии для него было собрано 524 рубля. Так как во время присылки денег из уездов в Курск, Сотиры в нашем городе уже не было, то губернатор Кожухов отослал собранные деньги по месту жительства Сотиры в Саратов. Но из Саратова пришло известие о том, что Сотира и из этого города выбыл и находится неизвестно где. Тогда собранные курянами деньги были положены в Приказ общественного призрения на хранение.
Когда именно Иоанн Сотира воспользовался пожертвованными курянами деньгами сказать трудно. Как известно, в Россию Сотира прибыл в 1821 году, а сбор пожертвований в его пользу закончился в 1830 году. Несомненно одно, что сумма всех пожертвований Сотире была очень значительна. О том, устроилось ли дело выкупа его семейства, история умалчивает.
Путешествие Иоанна Сотиры в истории России представляет единственный факт всероссийского пожертвования на выкуп плененных греков из турецкого плена.