Найти в Дзене
Четыре Семерки

Ода настоящему хеви. Black Sabbath.Vol.4

И чего тут больше - спонтанности и рок-н-ролльного угара или продуманности, с претензией на попытку создать что-то более сложное и интересное? Альбом, который мне всегда очень нравился тем, что это именно "настоящий рок", настолько тяжелый, насколько это было возможно для своего времени. Неприглаженный и грубый, и в то же время мелодичный и атмосферный. Я предпочитаю Vol.4 следующему Sabbath Bloody Sabbath как раз из-за его некоторой недоработанности, с привкусом безумия и истинного рокерского раздолбайства. Это очень живая музыка. Тяжелый рок периода расцвета. У меня поначалу вызывала некоторое недоумение Wheels of Confusion в качестве открывающего трека. Несколько пронзительно драматичных нот - это очень хорошее начало, но дальше? Монотонный рифф "вокруг одной ноты" и почти полное отсутствие движения - это немного странно для вещи, задача которой - сразу нокаутировать слушателя, ведь мы, кажется, находимся на тяжелом рок альбоме, разве нет? Но слишком медленно, песня как будто стои

И чего тут больше - спонтанности и рок-н-ролльного угара или продуманности, с претензией на попытку создать что-то более сложное и интересное? Альбом, который мне всегда очень нравился тем, что это именно "настоящий рок", настолько тяжелый, насколько это было возможно для своего времени. Неприглаженный и грубый, и в то же время мелодичный и атмосферный. Я предпочитаю Vol.4 следующему Sabbath Bloody Sabbath как раз из-за его некоторой недоработанности, с привкусом безумия и истинного рокерского раздолбайства. Это очень живая музыка. Тяжелый рок периода расцвета.

У меня поначалу вызывала некоторое недоумение Wheels of Confusion в качестве открывающего трека. Несколько пронзительно драматичных нот - это очень хорошее начало, но дальше? Монотонный рифф "вокруг одной ноты" и почти полное отсутствие движения - это немного странно для вещи, задача которой - сразу нокаутировать слушателя, ведь мы, кажется, находимся на тяжелом рок альбоме, разве нет? Но слишком медленно, песня как будто стоит на месте. Впрочем, я постепенно привык к ней и со временем оценил более высоко. Тем более, что со временем Wheels of Confusion переходит в более высокий темп с очень необычным настроением. Очень нравится грубый, рвущий колонки, гитарный рев. Весьма примечательны и вокальные мелодии, на фоне монотонной основы. Под занавес - отличный контраст, финальная часть продолжает линию взятую в интро - настроение ностальгической грусти и тяжести одновременно.

Я сегодня намеренно дистанцируюсь от многочисленных историй, связанных с созданием этой пластинки, поскольку мне кажется, что они на сегодняшний день уже слишком хорошо известны, и растиражированы достаточно. Все любопытные могут обратиться к книгам, которые выпустили Оззи Осборн и Тони Айомми. Принято считать, что во время работы над записью музыканты успели употребить просто феерическое количество Стирального Порошка Dosia и выкурить поражающее воображение количество веников, но что-то заставляет меня в этом усомниться. Безусловно, определенные невероятные истории, связанные с этим альбомом имели место быть, это факт, тем не менее заметно выросший профессионализм группы и расширенная музыкальная палитра не могли появиться из ниоткуда. Тем более не могли они появиться только в безумных оргиях и явных дурачествах, если мы не имеем в виду, конечно, треки вроде FX.

Кроме того, это была первая пластинка, которую продюсировали сами музыканты, а по сути - Тони Айомми, который намеренно старался добиться наиболее тяжелого гитарного звука, что ему в достаточной мере удалось сделать. Примечательно, что отказавшись от услуг Роджера Бейна Айомми оставил неизменным приблизительно тот же баланс инструментов - доминирующая гитара и чуть задвинутые на задний план ударные. Хотя в целом микс на Vol.4 звучит не так глухо и не столь угрюмо, как на предшествующем Master Of Reality.

Я знаю, что везде написано, что продюсером был Патрик Михэн, так вот...не такой уж он был и продюсер. По крайней мере, если верить на слово Тони Айомми:

"Мы решили, что сами будем продюсировать “Volume 4”. Не потому, что мы были сыты Роджером Бейном или что-то такое, думаю, он был хорош. Но к тому времени мы столько проработали в студии, что чувствовали, что знаем, как самим всё делать. Я слышал, что Роджер исчез и с тех пор больше ни с кем не разговаривает. Я этого не пойму. Я бы хотел знать, из-за чего так вышло.

Патрик Михан тоже решил сделаться продюсером. Не знаю, с чего это. Но он там был, в контрольной комнате, полагаю, он думал, о, добавим-ка туда и моё имя. Раз или два, может, он произносил: “Что, если мы попробуем...?” и это было всё, весь его вклад в производство."(с)

Вещи вроде Tomorrow's Dream и Cornucopia - это как раз те боевики, которые и ожидаешь услышать на диске тяжелой группы. Ритмичные и драйвовые, наполненные грузным гитарным саундом они, по счастью, являются основой этого альбома.

Тони Айомми
Тони Айомми

Changes - одна из двух вершин музыки на этой пластинке, второй я бы назвал Snowblind. Эти два шедевра, две безусловные противоположности ставят Vol.4 в ряд выдающихся рок-альбомов. Слушая Changes невозможно поверить, что Оззи только дурачился и потреблял тонны Белого Порошка и травки. Тут без серьезных занятий с вокалом явно дело не обошлось.

Я бы не сказал, что совсем не ожидал от Black Sabbath ничего подобного на этом альбоме, ведь и на Master Of Reality были игры с контрастом, со светом и тенью. Но все же - Changes это что-то качественно иное, чем зарисовки на акустической гитаре в светлых тонах. Тут явно переход на следующий уровень, расширение палитры, законченное и осмысленное произведение, где и Оззи раскрылся совсем с другой стороны. Мало отметить, что у Changes просветленное и ностальгическое настроение, не слишком характерное для музыки группы и выраженное новыми средствами - фортепиано и оркестровкой. Она вообще как-то по особенному звучит.

На You Tube - канале Os.Bend нашлась весьма кинематографичная и красочная визуализация этой песни о расставании...

FX - просто дурачество, документирующее своеобразную обстановку во время работы над этой записью:

"Все протанцевали мимо гитары, ударяя по ней. Мы просто дурачились. Мы и не помышляли использовать этот трек, но когда на него наложили дилей, мы подумали, о, да, и включили его в пластинку. Я всегда столько труда вкладываю в каждую вещь, вношу различные изменения в разные места, а тут у нас был трек, получившийся случайно из-за того, что парочка обдолбанных людей била по моей гитаре. И это попало в альбом."(с) (Тони Айомми)

Зато Supernaut - очередной крепкий боевик с фирменным тяжелым звуком. На этом альбоме Айомми создает очень много вариаций риффов в разных ритмических рисунках. Supernaut кроме прочего - одна из любимых вещей Джона Бонэма. Именно она была сыграна во время джема между музыкантами Zeppelin и Sabbath где-то во время сессий Sabbath Bloody Sabbath.

Snowblind.

Достаточно просто написать это слово. Ода Белому Порошку. Тень безумия. Квинтессенция тяжелого рока 70-ых. Откуда столько тяжести и драматизма в этом аудиовизуальном памятнике человеческой тяге к иллюзиям и эйфорическому безумию? Риффы звучат невероятно пронзительно и остро. Утрамбовывающая в снег ревущая тяжесть, печаль, ощущение приближения к краю пропасти...и восторг!

Что ты получаешь и что видишь
Не простые вещи
Веселое чувство в моей вене
Сосульки у меня в мозгу
Сocain!

Что-то взрывается у меня в голове
Зимний лед, скоро он распространится
Смерть заморозит целиком мою душу
Осчастливит меня, бросит в холод

Мои глаза слепы, но я могу видеть
Снежинки сверкают на дереве
Хватит солнцу освобождать меня
Я чувствую, как снежинки холодят мою кожу

Пусть продолжает сиять зимнее солнце
Разрешая мне чувствовать рассветную стужу
Наполняя мои сны снежинками
Скоро я почувствую растущий озноб...

(Оригинал перевода тут.)

Раньше я не особенно задумывался о смысловой нагрузке в Snowblind, для меня это был просто отличный образец рока в первую очередь. И правда - почему она звучит так остро драматично? Иногда стоит перевести текст, чтобы попробовать понять. По сути речь идет о безумном наслаждении, выходе в нирвану...которое ведет к саморазрушению и гибели. Наверное, отсюда и печаль и острый драматизм в музыке.

Понятно, что настолько знаковую вещь группа играла до конца своего существования и публика неизменно принимала её на ура. Так что я возьму видео из прощального тура The End - это довольно символично.

Laguna Sunrise - непритязательно и невероятно красиво. Эта небольшая пьеса продолжает линию маленьких акустических зарисовок с предыдущих релизов, но на сей раз музыканты добавили звучание оркестра. Волшебное чувство, когда удалось поймать и выразить в музыке ощущение и настроение отдельно взятого счастливого момента жизни.

St. Vitus Dance - моя любимица. Нелегкое испытание для акустических систем на хорошей громкости. Айомми как музыкант и продюсер в то время искал максимально суровый звук гитары...вот он! Эта вещь ничем другим особо не примечательна, просто веселый забойный номер, но местами гитары на полном серьезе пытаются разорвать диафрагмы динамиков.

Under the Sun - с этой штукой группе пришлось повозиться. Ломаный рисунок риффа никак не давался Биллу Уорду, который уже начал неприлично ругаться. С превеликим трудом трек был таки записан. За что я обожаю этот альбом, так это за такие брутальные моменты как вступление к этой вещи. Сырой, угрюмый, грубый, предельно мрачный и тяжелый звук. В быстрой части группа играет что-то похожее на Flight Of The Rat группы Deep Purple. Но какой великолепный разгон и замедление! Конечно сейчас это звучит немного наивно, но я бы просто отвлекся от дня сегодняшнего, полностью погрузившись в атмосферу эпохи.

Конечно, отсылки к мании Белого Порошка тут имели место быть. Да, первоначальный вариант текста Snowblind был еще более провокационным. Собственно такое название должен был получить весь альбом, что было бы даже закономерно. Факты вещь упрямая и отрицать очевидное не имеет смысла. Но все же, если говорить именно о музыке, то это очень удачный во многих отношениях альбом. На следующих записях будет уже немного другой Black Sabbath. Однако мне нравится именно этот период и пластинка с безликим названием Vol.4. Она, как моментальное фото фиксирует строго определенный момент развития Black Sabbath, и это очень хороший момент в музыкальном плане, когда очень удачные вещи создавались спонтанно, без напряжения, а у группы ощущается избыток драйва и настоящий кураж.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки.