Найти тему
Авторская гостиная

Рубрика "Неизвестное об известном"- И.А.Крылов

Пригласили меня недавно в наш местный театр на спектакль « Урок дочкам». Из программки я узнала, что поставлен он по произведению Ивана Андреевича Крылова. И тут я задумалась... А что мне известно об этом авторе? Кроме того, что он написал «Слон и Моська», «Стрекоза и муравей», «Лебедь рак и щука» и прочие басни, практически больше ничего о нем не знаю.

Творчеством, а уж тем более биографией его никогда не интересовалась, а о том, что рассказывали в школе, уже успела забыть, за столько то лет.

Ну что же ,надо восполнить этот пробел, да и вам , наверно, интересно будет узнать, что за человеком был Иван Андреевич Крылов.

Родился он в Москве в 1769 году в семье офицера Андрея Прохоровича Крылова. Жили достаточно бедно, никаких богатств не было и когда отец умер, то в наследство оставил лишь сундук с книгами. Ивану на тот момент было 9 лет и, внезапно овдовевшей матери, пришлось очень тяжело воспитывать детей, жить было абсолютно нечем и никакой речи не могло быть об образовании.

Но Ивану в какой то мере повезло, в благодетелях оказался некий Львов, богатый вельможа, который позволял мальчику присутствовать на занятиях своих детей. Так Ваня познакомился с естественными науками и французским языком.

Когда Ивану исполнилось 14 лет, он с матерью и младшим братом переехал в Петербург, где поступил на службу в должности приказного служителя казенной палаты. Он много занимался самообразованием и даже научился играть на нескольких музыкальных инструментах, а в 15 лет решил попробовать себя и в творчестве, написав комическую оперу «Кофейница». Произведение получилось слабым и не нашло свою аудиторию, но это не расстроило Ивана Крылова.

К этому времени он увлекся театром, завел знакомство с некоторыми актерами. Казенная служба стала его тяготить и он подал прошение об отставке, решив всерьез заняться литературой. К тому моменту ему исполнилось всего лишь 18 лет и первая трагедия под названием «Филомела» выходит из-под его пера. И снова неудача, но вслед за «Филомелой» появляются: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и снова эти произведения слабые и неубедительные, но талант Крылова начинает постепенно раскрываться.

В 19 лет он пробует писать басни, а в 20 лет становится издателем журнала «Почта духов», который не просуществовал и года. И вновь, вместе с компаньонами создает журнал «Зритель», а затем «Санкт-Петербургский Меркурий», в которых начинает публиковать свои произведения.

Вскоре ему пришлось уехать из Петербурга из за достаточно смелой статьи в журнале, которая называлась «Похвальная речь моего дедушки», в которой Иван Андреевич осмелился критиковать самодуров-помещиков и вернулся обратно только в возрасте 27 лет.

Сначала он занимался переводом басен Ланфонтена, а затем стал печать басни собственного сочинения, издав свой первый сборник из 23 произведений, в которые вошла знаменитая басня «Слон и Моська».

За всю свою творческую деятельность Иван Андреевич написал более 200 басен, в которых высмеивал человеческие пороки, цитаты из которых стали крылатыми выражениями:

  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)
  • Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
  • Кто в лес, кто по дрова («Музыканты»)
  • Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)
  • А Васька слушает да ест («Кот и повар» )
  • Слона-то я и не приметил («Любопытный»)
  • В семье не без урода («Слон на воеводстве»)

Иван Андреевич всю жизнь слыл чудаком и распускал сам про себя нелепые слухи. Зачем? Сейчас никто не ответит на этот вопрос. Он был очень ранимым человеком, женского общества старался избегать. А на балах и приемах сидел где то в сторонке, притворяясь спящим.

Ивану Андреевичу были чужды уют и комфорт. Все, кто когда то бывал у него дома, были поражены, как грязно и неудобно он жил.

Как то к нему зашел с визитом один из знакомых и увидел, что окно в комнату, в которой находился Иван Андреевич было открыто , а по персидскому ковру, растленному на полу, расхаживала стая голубей, а сам Иван Андреевич лежал на диване и кормил их пшеном и хлебными крошками.

На стене, прямо над Крыловым висела картина, в тяжелой раме и визитер заметил:

- Картина висит так не ровно, что в любой момент может на вас обрушиться.

На что, Иван Андреевич лениво ответил:

- Я столько времени провожу на этом диване, что давно рассчитал траекторию падения этого шедевра и установил, что на голову оно мне не упадет.

А однажды Крылов собирался на маскарад и просил совета у придворных дам, какой же костюм следует ему надеть. Одна из них ехидно посоветовала:

- Вы, Иван Андреевич, вымойтесь, да причешитесь, вас никто и не признает.

Что удивительно, в светском обществе Иван Андреевич Крылов слыл неряхой, лежебокой и обжорой и никогда не стеснялся своего вида. А про свою лень распускал слухи. По его словам- он редко поднимался с продавленного любимого дивана, но мало кто знал, как кропотливо он работал над своими произведениями. Полностью написанную басню он долго правил, доводя до совершенства и точности всех деталей.

Под маской лентяя и обжоры, скрывался тонкий знаток европейской словестности, математик, одаренный музыкант. К 50 годам Крылов даже умудрился выучить древне-греческий язык. 9 книг, написанных им басен, тоже говорят об огромной трудоспособности Ивана Андреевича.

Все знали Ивана Андреевича, как литератора, но его очень уважали и ценили в высшем обществе, многие чиновники, протягивая ему руку для приветствия, услужливо заглядывали в глаза, потому что Крылов был вхож в императорский дом.

Он был очень рассеянным и мог положить в свой карман вместо носового платка чулок или ночной чепчик и за обедом достать что-то из этого и громко высморкаться. Иван Андреевич был абсолютно равнодушен к тому как одет и в каком состоянии находится его одежда, казалось, что этот добродушный толстяк равнодушен и к женскому полу.

Историки до сих пор не знают об взаимоотношениях Ивана Андреевича с женщинами. И если в творчестве Иван Андреевич Крылов снискал почет и уважение, то в его личной жизни было все не так просто.

Он влюбился в 22 года в дочь священника и даже решил на ней жениться. Но родители избранницы не дали согласия на этот брак, не пожелав выдать дочь за нищего литератора. Некая Анна очень горевала и родителям пришлось согласиться о замужестве дочери, о чем известили Ивана Крылова, отправив тому телеграмму в Петербург.

Крылов очень обрадовался и послал ответное письмо, с просьбой привести невесту в Санкт-Петербург, потому что у него нет ни копейки , чтобы самому приехать за ней, да и на свадьбу денег тоже не имелось. Родители Анны были возмущены и отказались от «такого жениха». Насколько известно, Анна так никогда и не вышла замуж, предпочитая остаться «старой девой». Но правда это или нет, неизвестно.

Зато известен тот факт, что Иван Андреевич Крылов трижды сватался к внучке Ломоносова - Екатерине Алексеевне Константиновой и трижды получил отказ.

Официально Иван Андреевич женат не был и детей не имел. Но ходили слухи, что у Крылова все же имелась дочь, которую ему родила служанка Феня, с которой он якобы сожительствовал.

Эта служанка была подстать Крылову, в доме не убиралась, готовила плохо, но тот не выгонял ее, а продолжал держать при себе.

Когда служанка умерла, девочка, которую звали Александрой, осталась жить у Крылова. Затем она вышла замуж, родила двоих детей, с которыми нянчился Иван Андреевич. Именно Александра с мужем и детьми были с Крыловым до последних дней его жизни и которым он завещал все свое имущество.

Но никогда Иван Андреевич не признавался, что имеет внебрачную дочь, а говорил, что является ей только крестным отцом. Почему? Таково было время. Признаться о сожительстве с женщиной не своего круга было невозможно, не поймут, будут обсуждать, а признать внебрачную дочь и вовсе- лишиться многих привилегий. Ведь покровители могли отсудить у него все наследство и прекратить всякую помощь, ведь он имел пожизненный пансион в сумме 1500 рублей в год, по тем временам, неплохая сумма, за работу в публичной библиотеке.

Но, как ни странно, к неряшливому, нерасторопному Ивану Андреевичу дамы проявляли свое внимание. В него даже была влюблена балерина, которая состояла на содержании у великого князя- Константина Павловича.

Даже императрица Мария Федоровна испытывала к нему особую симпатию и прощала Крылову даже то, что он позволял себе чихать, когда целовал ее руку.

Не смотря на свою добродушность, Иван Андреевич был весьма остр на язык. Однажды, Крылов отправился в оперу. Рядом с ним оказался мужчина, который и подпевал и притоптывал в такт музыке, мешая соседям наслаждаться действом, происходящим на сцене.

- Безобразие,- покачал головой Иван Андреевич.

- Это вы мне?- повернулся к нему изумленный зритель.- Нет,- ответил Крылов,- Тому господину на сцене, который мешает слушать вас.

Иван Андреевич любил сам про себя придумывать анекдоты. Жил он в здании библиотеки, а рядом находился Аничков дворец, принадлежавший Николаю 1. Однажды император встретил Крылова на Невском проспекте.

- А, Иван Андреевич, давно не виделись,- произнес Николай 1.

- Давненько, Ваше Величество,- произнес Крылов, приподнимая шляпу,- А ведь мы кажись соседи.

Иван Андреевич Крылов скончался в 1844 году в возрасте 75 лет от двухстороннего воспаления легких и его прах покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

В день похорон друзья и знакомые Крылова получили экземпляр изданных им басен с надписью: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию.»

«Чтоб Бога знать, быть должно Богом,

Но чтоб любить и чтить Его,

Довольно сердца одного».

ИА.Крылов.