Триумфальный крест – орудие победы над смертью.
Евсевий Кесарийский в жизнеописании Константина упоминает об изображении креста на потолке одного из залов дворца императора в Константинополе. Крест, по рассказу историка, был выложен драгоценными камнями, оправленными в золото:
«в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов, в вызолоченном углублении потолка, на самой середине его, он приказал утвердить великолепную картину с изображением символа спасительных страданий, которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото. Этот символ боголюбивому василевсу казался хранителем его царства» (Euseb. Vita Constant. III. 49).
Согласно Книги деяний пап Liber Pontificalis, над гробницей Святого Петра в Ватиканской базилике Святого Петра эпохи Константина находился большой золотой крест из чистого золота: «fecit crucem ex auro purissimo» , на котором были выгравированы имена Елены и Константина. Этот огромный драгоценный крест весом 50 килограммов, по всей видимости, и был главным украшением базилики.
Золотой крест, украшенный драгоценными камнями, тем самым упразднял то позорное значение орудия казни, которое крест имел у древних римлян.
Возможно, образ креста из Константиновского дворца в Константинополе лег в основу иконографии креста, украшенного драгоценными камнями.
В 320 году в Иерусалима было обнаружено древо Святого Креста, на котором был распят Иисус. По преданию, крест был найден матерью Константина Еленой, совершавшей паломничество по Святым местам. Крест, найденный Еленой, – знак мученичества Христа, имеющий в своей основе материальное орудие казни.
Первым письменным свидетельством об обретении Креста при Константине, хотя в нём и не упоминается Елена, является послание Кирилла Иерусалимского к императору Констацию II:
«при Боголюбезнейшем, и блаженной памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста: когда он, имея величайшую ревность к благочестию, чрез содействие Божественной благодати обрел сокровенные Святые места» (Кирилл Иерусалимский. Послание к Константию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме).
К середине IV века, как свидетельствует тот же Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа уже стали объектом религиозного почитания и распространились по всему христианскому миру:
«Да и вся вселенная имеет уже части древа крестного» (Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение четвертое).
Впервые о факте обретения Креста именно Еленой говорит Амвросий Медиоланский в речи на смерть императора Феодосия (395 г.). Амвросий сообщает, что мать Константина «поспешила в Иерусалим и вопрошала о месте страдания Христова. Блаженная Елена, прибыв в Иерусалим, начала посещать святые места и по вдохновению Духа искала дерева крестного…» (Амвросий Медиоланский. Слово на смерть Феодосия Великого).
Затем он приводит её слова, в частности: «Мария как пресвятая носила Господа, а я буду искать крест Его; она показала рожденного, а я – воскресшего; через нее Бог явился между людьми, а я, к излечению грехов наших из развалин исторгну знамение Божественное» (Амвросий Медиоланский. Слово на смерть Феодосия Великого). Далее он сообщает об обнаружении трех крестов и о том, что Истинный Крест Елена обнаружила по надписи Пилата.
В 335 году была освящена построенная Константином в Иерусалиме базилика Гроба Господня. С этого момента существовал обычай воздвигать Крест на месте Голгофы для публичного поклонения. Очевидно, это был золотой крест, который был украшен специальным образом. Так преодолевалась коннотация креста, как орудия казни. Крест становился символом триумфа.
К концу IV века относится мозаика с изображением креста, украшенного драгоценными камнями, из церкви Санта-Пуденциана в Риме. Русский византинист Д. В. Айналов (1862–1939) увидел в этой мозаике изображение реальных построек императора Константина в Иерусалиме: ротонду Anastasis, базилику, атриум с водруженным на месте Голгофы Крестом. Историк искусства подчеркнул, что мозаика в базилике Святой Пуденцианы представляет одно из самых ранних и наилучших изображений драгоценного креста на Голгофской скале, который был установлен императором Константином. (Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV века // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. – СПб.: Типография В. Киршбаума, 1894. Т. 5. С. 80–104).
Согласно тексту конца IV века "Паломничество Эгерии" (Itinerarium Egeriae) гальской паломницы Эгерии, крест был установлен в атриуме между ротондой и базиликой Гроба Господня (Паломничество по Святым местам конца IV века / Изд., перев. И. В. Помяловского. – Православный Палестинский сборник. Вып. 20. Т. VII. Вып. 2, 1889. – 312 с. С. 104–172. С. 153–158).
В этом очень важном историческом документе есть указание и на то, что крест был украшен драгоценными камнями:
«А каково украшение в этот день (Пасхи) церкви, и Воскресения, и Креста, и в Вифлееме, излишне описывать. Там не увидишь ничего, кроме золота, драгоценных камней, шелка: если посмотришь на ткани, то они чистого шелка, шитые золотом, если посмотришь на завесы, они также чистого шелка, шитые золотом. Сосуды же все выносятся в этот день золотые, украшенные каменьями. И кто может оценить или описать число и вес светильников, лампад больших и малых, и разнообразных сосудов? Не говорю уже об украшении самой постройки, которую Константин, в присутствии матери своей, украсил, насколько дозволяли средства его царства, золотом, мусией [мозаики]и драгоценными мраморами — как большую церковь, так Воскресение, и Крест, и прочие Святые места в Иерусалиме» (Паломничество по Святым местам конца IV века / Изд., перев. И. В. Помяловского. – Православный Палестинский сборник. Вып. 20. Т. VII. Вып. 2, 1889. – 312 с. С. 104–172. С. 145–146).
В рельефах самое раннее, дошедшее до нашего времени изображение креста, украшенного драгоценными камнями, встречаем в рельефе саркофага префекта Рима Секста Петронио Пробо, умершего в 395 году.
Продолжение следует...
❤️ Оставайтесь с нами! Подпишитесь на канал, чтобы нас не потерять. Будем рады вашим вопросам и комментариям!