В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление. Даже те, кто не интересуется историей современной музыки и слушает всё, что играет фоном, скажут, что Элвис Пресли – это король рок-н-ролла, Луи Армстронг – икона джаза, а тяжёлый метал это точно Metallica. Подобная судьба ждала и Боба Марли, человека, который воплотил в своём образе и творчестве музыку регги.
Небольшое отступление о самом слове регги, я видел версию, что правильней писать и говорить не регги, а реггей. Возможно это так, но я буду придерживаться уже привычного написания и произношения, это как в случае с Гэри Муром, на самом то деле он никакой не Мур, а Мор или даже Моор, но Мур уже прижился и укоренился. Главное ведь, что все мы понимаем о ком или в случае регги о чём идёт речь.
Вернёмся к нашим героям. Альбом Catch a Fire (1973) считается дебютным альбомом группы Wailers, но к слову дебют необходимо добавить прилагательное - международный. К моменту выхода этой пластинки у The Wailers было уже 3 альбома, вышедших на локальном рынке Ямайки.
Бобу, как и любому творческому человеку, было что сказать, и он хотел, чтобы его музыку услышал весь мир.
В случае с The Wailers на все сто сработала формула успеха, включающая в себя 99% труда и 1% удачи. Трудолюбия музыкантам было не занимать, а удача пусть не сразу, но настигла их. Лицами этой удачи были два человека: певец Джонни Нэш и основателя фирмы Island Records – Криса Блэквелла.
В 1972 году вышел альбом Джонни Нэша I Can See Clearly Now, который открывался песней Боба Марли Stir it Up. Сама Stir it Up была написана и записана Марли и его группой ещё в 1967 году и тогда же вышла на Ямайке синглом, а Нэш вывел композицию на американский рынок.
Басист Wailers Эштон Баррет о знакомстве с Блэквеллом:
Первый раз мы увидели Криса у него дома на Хоуп Роад, 56, где потом поселился Боб. Мы всю ночь проговорили о музыке; пластинки в его комнате громоздились до потолка. Мы слушали музыку и говорили о музыке, которую мы создадим с его помощью - гибрид рока и регги.
Ранее Блэквелл уже выпускал записи ямайских музыкантов (в том числе и The Wailers) на различных сборниках, поэтому выпуск полноценного альбома был вопросом времени. Крис чувствовал, что музыкальная жизнь по обе стороны Атлантики переживает некий застой. В США доминировал софт-рок, в Великобритании «соперничали» друг с другом титаны прогрессива Yes и Emerson, Lake and Palmer, а так же звёзды глэм-рока в лице Дэвида Боуи и Марка Болана. Нужно было что-то новое, свежее.
Решению Блэквелла поспособствовал Брант Кларк. Впечатлённый лондонским выступлением The Wailers он организовал встречу Марли и Блэкуэлла в лондонском офисе Island. Далее пазл собрался сам.
Обаяние Марли, протекция Кларка, тяга Криса к авантюрам и его ямайские корни - это смесь вылилась в выдачу Марли 4 000 английских фунтов для записи альбома на Ямайке с предоставлением итогового результата Блеквеллу.
К 1973 году группа The Wailers тогда состояла из Боба Марли (вокал, гитара), Питера Тоша (вокал, гитара, клавиши), Банни Уэйлера (бонги, конги), и братьев Эштона и Карлтона Барретов, составивших ритм-секцию.
The Wailers не были искушены студийными заморочками и, по словам Банни Уайлера, записали альбом приблизительно за то же время, что он звучит. Инструменты расставлялись в комнате, затем ставились микрофоны и группа играла концерт в студии. Так было записано 11 композиций, составившие основу альбома.
Абсолютную доминанту в авторстве занимал Марли, только на двух композициях 400 Years и Stop That Train в качестве автора указан гитарист Питер Тош, обладающий не меньшими амбициями, чем Боб. Питер понимал, что единственный лидер The Wailers – Боб Марли, поэтому, вскоре после финансового взлёта группы, он покинул коллектив ради сольного творчества.
Из сольного Тоша рекомендую послушать его дебютник Legalize It (1976).
В декабре 1972 года Марли полетел в Лондон, чтобы передать мастер-плёнки Крису Блэквеллу.
Блэквелл:
Когда я впервые услышал Slave Driver – это был полный восторг, музыка была фантастической.
Марли тоже был доволен новой записью, но и он и Крис понимали, что регги непривычная для американского и британского рынка музыка и выдавать для целевой (а именно таковой британцев и американцев видели музыкант и продюсер) аудитории чистый регги было бы слишком рискованно, даже для такого авантюриста как Блэквелл.
Марли дал своему коллеге полную свободу в доработке мастер-лент и Крис, хотевший сделать релиз The Wailers событием в рок-музыке, представив их как чёрную рок-группу, взялся за дело.
Вспоминает Джон Бандрик (клавиши, синтезатор):
За основу брался первозданный регги, а после к нему добавлялись различные примеси, которые делали звучание приемлемым для более широкого круга слушателей.
Для американизации звучания The Wailers Крис привлёк команду сессионных музыкантов. Ключевую роль в формировании нового звучания сыграли, уже упомянутый Джон Бандрик, записавший клавишные подкладки под множество композиций, сделав звучание более плотным, и гитарист Уэйн Перкинс.
Для сравнения послушайте две версии композиций Stir it Up и Stop that Train
Ямайские версии:
Британские версии:
Бандрик до этого был знаком с музыкой Марли, Перкинса же даже не предупредили, что ему предстоит писать партии для музыки регги, о которой он ничего не знал.
Перкинс:
В этой музыке не было лакун, которые я мог бы заполнить. Я никогда не слышал такой музыки.
Но Блэкуэлл помог Перкинсу настроится на восприятие новой музыки, и тот насытил её дополнительным звуковым слоем, а в открывающей альбом Concrete Jungle добавил отличное гитарное соло.
Помимо инструментальных дополнений Крис добавил женские бэк-вокалы, особенно это слышно на Baby We've Got a Date (Rock It Baby), переписал партию бас-гитары на Concrete Jungle, добавил флейту Тони МакКука, и доработал перкуссионные партии.
Почти 30 лет ямайская версия Catch a Fire лежала на полке в студии, пока в 2001 году альбом не был переиздан в виде двухдискового издания. На первом был записан ямайский вариант альбома, а на втором – лондонский. Оба варианта в полном объёме представлены в конце статьи.
Боб Марли одобрительно отнёсся к аранжировкам и микшированию Блэквелла, чем очень польстил Крису. Но «звуковой эксперимент» для самого Криса не всегда был приятен.
Крис:
Stir it Up в оригинале мне нравилась куда больше, но она не вписывалась в общую звуковую концепцию.
Ради цели - успеха на новых рынках, Крис пожертвовал собственными пристрастиями и эта жертва была оправдана с лихвой.
На британской версии альбома было представлено 9 композиций, High Tide or Low Tide и All Day All Night выпали из трек-листа, и были представлены в качестве бонус-трэков на ремастеринговом издании в 2001 году.
Для первого тиража в 20 000 экземпляров использовался дизайн Роберта Дайера и Боба Вайнера. Конверт был выполнен в виде зажигалки Zippo и открывался также как зажигалка.
В настоящий момент пластинки из того тиража являются предметом охоты коллекционеров. Обложка в виде зажигалки вернулась на переиздании 2001 года, но открывалась коробка, как обычный CD. Находка с открывающейся крышкой зажигалки была возрождена на японском бокс-сете 2015 года с переизданиями альбомов Боба Марли и The Wailers, которые были упакованы в кейс в форме зажигалки.
Все издания, кроме обозначенных выше, издавались с обложкой, на которой изображён покуривающий самокрутку Боб Марли (наверняка попади эта обложка на выставку, о которой я рассказывал в этом материале:
самокрутка была бы зацензурирована.
Данная обложка появилась в 1974 году, когда спрос на пластинку возрос, а производство оригинальной «зажигалки» было слишком дорогостоящим. Также на новой обложке The Wailers превратились в Bob Marley and The Wailers.
Catch a Fire не стал в одночасье музыкальной сенсацией, но гастроли в поддержку альбома и одобрительные отзывы критиков открыли перед группой новые горизонты, не ограничивающиеся только территорией Ямайки.
Майкл Вудсворт:
Catch a Fire - плод коллективного труда, пронизанный желанием и творческой энергией.
Журнал Rolling Stone похвалил звучание альбома и умение, с которым музыканты смешали различные музыкальные стили, вдохнув в современную музыку новые эмоции.
Ричард Уильямс: Catch a Fire наряду альбомами Джими Хендрикса Are You Experienced?, Стиви Уандера Talking Book и Марвина Гэя What’s Going On остаётся той записью, которая изменила музыку.
Портал Allmusic: Основная привлекательности альбома заключается в его искренности и целеустремленности. Эти молодые люди (The Wailers) смотрят вокруг себя и считают, что они могут изменить мир с помощью музыки.
Удалось ли The Wailers со своим первым международным релизом изменить мир? Полагаю, что да. Ведь даже сейчас, спустя более 50 лет после релиза, альбом не выглядит архаичным. Он уже заслужил себе вневременной статус, который с годами будет только крепнуть.