На этой совместной картине Жан-Мишель Баския (годы жизни 1960-1988) закрашивает репродукцию фирменного логотипа Энди Уорхола (годы жизни 1928-1987) – в данном случае торговой марки пищевой соды фирмы «Arm and Hammer», что в переводе на русский язык и означает «Рука и Молот». Настраивая одну из двух репродукций логотипа, изображённых на картине, так, чтобы вместо сгибающейся белой руки был изображён чёрный саксофонист, Баския обрамляет сие изображение текстом с надписью «Свобода 1955».
Вставка образа творчества чёрных в рекламный логотип может быть утверждением Баския в плане своей агентности и освоением публичного пространства. Также это визуальная отсылка к джазу – афроамериканской музыкальной форме, которая достигла новых высот популярности в 1950-ых годах, и неявное признание репрессий в отношении чернокожих, которые существовали, даже несмотря на успех музыки и её включение в американскую идентичность.
Такое типичное для их сотрудничества творение под названием «Рука и Молот II» явно демонстрирует нам, как Баския и Уорхол передавали друг другу работу – как игру случайностей, свободных ассоциаций и взаимного вдохновения.
Характерное для Уорхола использование корпоративных логотипов и рекламных текстов в качестве сокращённых знаков для современной материалистической психики часто перекрывается попыткой Баския полностью исказить их в своём стиле от руки, как если бы он тщетно поднимал свой кулак на практически невидимого и коварного монолитного монстра в форме такой заурядной корпоративной Америки.
- Художник – Жан-Мишель Баския
- Название – «Рука и Молот II»
- Год создания – 1985
- Размеры – 193 х 285 сантиметров
- Материал – Акрил и шелкография на холсте
- Место нахождения – Галерея Бруно Бишофбергера (коммуна Меннедорф, Швейцария)