Между Тобольском и Тюменью мы свернули налево и оказались в селе Покровское, на родине печально известного в нашей истории Григория Распутина.
Нас привезли, как нам было сказано, в «частный музей», где надо вести себя тихо и безропотно, иначе «хозяйка» (она же – «директор музея») нас просто выгонит. Был выходной, праздничный день, поэтому у ворот дома наш экскурсионный автобус втиснулся на стоянку третьим. У входа на участок частного владения, у калитки собралась толпа людей, приехавших сюда специально. Пока не закончился предыдущий «сеанс», нас развлекал рассказами и прибаутками мужчина средних лет в валенках с галошами – не то муж хозяйки, не то ещё какой-то родственник. От него мы узнали, что этот частный музей посещали самые разные известные личности, чуть ли не со всего мира. В том числе побывал здесь и писатель Эдвард Радзинский, который попросил какой-то артефакт, связанный с Распутиным, необходимый ему для написания очередного исторического романа-исследования. Да так этот артефакт и не отдал. Когда в издательстве «Вагриус» вышла очередная книга Радзинского, а про артефакт не было ни слуху, ни духу – «хозяйка» обратилась к ним с претензией. И, чтобы «замять дело», издательство заплатило ей 2000 рублей. Добавив к ним ещё 100 рублей своих собственных денег, она наняла бригаду рабочих, которые построили на участке деревенский туалет «типа сортир». И теперь этот мужчина в валенках предложил нам, пока не подошло время «экскурсии», воспользоваться «благами цивилизации». Мы ехали издалека, от самого Тобольска, поэтому сразу же согласились. Вошли внутрь участка. И стали в длинную очередь. Большинство участников нашей экскурсионной поездки были откровенно недовольны таким убогим «сервисом». А я так скажу: спасибо. Спасибо огромное писателю Радзинскому, за этот случай с «артефактом» из здешнего «музея». Если бы не он, бегать бы нам всем в кусты, за деревню, на край поля. И ещё интересно: а куда ходили в туалет хозяева, пока не потратили из своего кармана целых 100 (!) рублей личных денег на этот удивительный туалет? И это при том, что с каждого посетителя своего «музея» они берут 500 рублей.
Наконец, состоялся выход «хозяйки» к народу. Начался рассказ про Распутина и про музей. Хозяйка была разодета, как барыня, держалась гордо, вещала голосом громким, временами переходя на вскрикивания. Затем всей толпой мы пошли за ней в дом. Я сперва не мог понять: дом такой маленький, мы все там еле поместимся, при этом там же должно ещё оставаться пространство для каких-то экспонатов, ведь это же – музей. И почему при этом экскурсия продлится целых два часа?
Войдя в дом, мы оказались в просторном помещении, состоящим из двух частей, соединённых широким проёмом. Помещение занимало всё внутреннее пространство дома. Вдоль стены, по углам, были расположены: «магический стул» Распутина и старинное разбитое зеркало в деревянной раме из его дома. Сквозь чёрное отверстие с неровными краями из зеркала на нас глядел чёрно-белый лик Распутина. И он же глядел на всех присутствующих пронзительным взглядом своих глаз с большого цветного портрета на стене. А «магический стул», по словам хозяйки, обладал свойством непредсказуемо воздействовать на того мужчину, который присядет на него (но только после «экскурсии»). И любая фотосъёмка – тоже, только после экскурсии. И все стены увешаны мелкими артефактами, тем или иным образом связанными с Распутиным, в застеклённых рамках или даже вовсе без всяких рамок.
Мы, опешив, стояли посередине, плотной группой, заполнив почти всё свободное пространство дома. И господствуя над всеми нами, с высоты своего специального деревянного «постамента», хозяйка вела свой «моноспектакль». Из пространной речи мы узнали: какой хороший был Григорий Распутин, какой замечательный у неё частный музей, какие титанические усилия они с мужем прилагают для его развития. Ещё мы узнали, что «хозяйка» - специалист широкого профиля. Она и филолог, и лингвист, и экономист, и преподаватель. Временами, в наиболее «ключевые» моменты своего выступления, она с размаху ударяла кончиком указки по застеклённым артефактам, при этом её голос, и так достаточно звонкий и громкий, возвышался до каких-то визгливых вскрикиваний.
Она грубо отчитала одну из посетительниц, заподозрив её в том, что та использует свой телефон для записи хозяйской «проповеди». У неё, по её же словам, уже вышли две книги о Распутине, а сейчас она предлагает нам третью (можно будет купить после «лекции»). И при этом некоторые недостойные люди имеют наглость записывать её речи на диктофон, а затем публиковать от своего имени!
Минуточку, но ведь если у Вас уже написаны целых три книги – я надеюсь, они изданы официально, с государственной регистрацией, присвоением уникального кода ISBN? Тогда Вы являетесь обладателем авторских прав на свою интеллектуальную собственность. И в случае чего – можете подать в суд на ваших «плагиаторов». И потом, неужели Вам для наполнения вашей лекции не хватает материалов из целых трёх ваших книг, уже изданных, и Вы вынуждены что-то ещё добавлять в ваш рассказ, что-то «незарегистрированное»? Или у Вас во всех трёх ваших книгах написано почти одно и то же? А что, так часто бывает. У некоторых писателей.
Такие вопросы вертелись у меня в голове, поскольку я сам являюсь писателем и преподавателем. Но задавать эти вопросы, даже после «лекции» о Распутине, мне не хотелось. Не хотелось вообще общаться с этой «хозяйкой музея», садиться на её «магический стул», смотреться в разбитое зеркало... К концу «лекции» мы все уже устали и морально, и физически. Стоять два часа в этом помещении. Ведь это же не храм, и мы – не на проповеди. Но что-то мне подсказывает, где-то я уже про такие собрания слышал. Ах да, вспомнил: именно так ведут себя проповедники закрытых тоталитарных сообществ со своими адептами.
Наконец, «моноспектакль» закончился. Я вздохнул с облегчением и вышел вместе со всеми нашими экскурсантами. К сожалению, у меня в итоге не оказалось ни одной фотографии, снятой внутри этого "музея". Я был настолько морально подавлен, что так и не сделал никаких фото.
Я нейтрально отношусь к личности Григория Распутина. Эта личность в нашей истории крайне противоречива. С одной стороны, Распутин оказал существенное влияние на судьбу России, а с другой – сам оказался в итоге игрушкой в руках соперничавших властных группировок, на самом закате династии Романовых. Так, видимо, было предначертано Богом, что ему было суждено трагически погибнуть и одновременно послужить одной из многих причин ещё более трагической гибели нашего Государства. Обладая явными экстрасенсорными способностями, Распутин пытался применить их во благо стране и Государю, так, как он сам это благо понимал. Но в итоге никого и ничего не спас, был убит, а потом – оболган и превращён пропагандой и шоу-бизнесом по всему миру в какого-то чудовищного монстра, «раскручивая» образ которого так удобно делать деньги. И даже в наши дни, будучи причисленным Русской Православной церковью к лику святых, его образ продолжает оставаться, прежде всего, около историческим мифом. Как говорят современные исследователи массовой культуры, это – так называемый «мем». И ничего с этим поделать нельзя. В том числе никакими «частными музеями», «лекциями», выкриками и причитаниями на публику. Нет такой силы, чтобы всё это исправить. Историю не перепишешь.
Я здесь высказал своё сугубо личное мнение, которое, скорее всего, не будет совпадать с мнениями моих читателей. Я догадываюсь, что эти мнения читателей окажутся различны, в чём то – противоположны друг другу. Я не могу подстраиваться ни под одно из этих мнений, активно не хочу этого, и не буду. Также как не буду и отвечать на комментарии читателей, как вполне здоровых психически, так и не могущих похвастаться таким здоровьем. Читайте мои следующие «путевые заметки» и будьте счастливы. Пожалуйста.
P.S. Поздравляю всех жителей Екатеринбурга с юбилеем города - именно сегодня столице Урала исполняется 300 лет! По телевизору показали закладку "капсулы времени" на Плотинке.
Окончание следует...