Найти в Дзене
Северная Русь

В Сибирь и обратно по-быстрому (путевые заметки; часть 9)

Между Тобольском и Тюменью мы свернули налево и оказались в селе Покровское, на родине печально известного в нашей истории Григория Распутина.

Памятный знак у музея Распутина
Памятный знак у музея Распутина

Нас привезли, как нам было сказано, в «частный музей», где надо вести себя тихо и безропотно, иначе «хозяйка» (она же – «директор музея») нас просто выгонит. Был выходной, праздничный день, поэтому у ворот дома наш экскурсионный автобус втиснулся на стоянку третьим. У входа на участок частного владения, у калитки собралась толпа людей, приехавших сюда специально. Пока не закончился предыдущий «сеанс», нас развлекал рассказами и прибаутками мужчина средних лет в валенках с галошами – не то муж хозяйки, не то ещё какой-то родственник. От него мы узнали, что этот частный музей посещали самые разные известные личности, чуть ли не со всего мира. В том числе побывал здесь и писатель Эдвард Радзинский, который попросил какой-то артефакт, связанный с Распутиным, необходимый ему для написания очередного исторического романа-исследования. Да так этот артефакт и не отдал. Когда в издательстве «Вагриус» вышла очередная книга Радзинского, а про артефакт не было ни слуху, ни духу – «хозяйка» обратилась к ним с претензией. И, чтобы «замять дело», издательство заплатило ей 2000 рублей. Добавив к ним ещё 100 рублей своих собственных денег, она наняла бригаду рабочих, которые построили на участке деревенский туалет «типа сортир». И теперь этот мужчина в валенках предложил нам, пока не подошло время «экскурсии», воспользоваться «благами цивилизации». Мы ехали издалека, от самого Тобольска, поэтому сразу же согласились. Вошли внутрь участка. И стали в длинную очередь. Большинство участников нашей экскурсионной поездки были откровенно недовольны таким убогим «сервисом». А я так скажу: спасибо. Спасибо огромное писателю Радзинскому, за этот случай с «артефактом» из здешнего «музея». Если бы не он, бегать бы нам всем в кусты, за деревню, на край поля. И ещё интересно: а куда ходили в туалет хозяева, пока не потратили из своего кармана целых 100 (!) рублей личных денег на этот удивительный туалет? И это при том, что с каждого посетителя своего «музея» они берут 500 рублей.

Оцените состояние старого дома во дворе домовладения "хозяйки музея". Сам музей находится в другом доме, более современном, выходящем своим фасадом на улицу. А этот дом с улицы вообще не виден, но это - не тот дом, где жил Распутин. От того самого дома сохранились только вот эти два наличника (на переднем плане).
Оцените состояние старого дома во дворе домовладения "хозяйки музея". Сам музей находится в другом доме, более современном, выходящем своим фасадом на улицу. А этот дом с улицы вообще не виден, но это - не тот дом, где жил Распутин. От того самого дома сохранились только вот эти два наличника (на переднем плане).
Ещё о техническом состоянии старого дома. Вид на входной пристрой. Щель между домом и пристроем вверху достигает 0,5 метра. Сквозь щель видна распахнутая дверь на второй этаж, лестница внутри рухнула. Справа, невысокая пристроечка с перекошенной дверцей - тот самый туалет, в который хозяйка вложила 100 рублей. В кадр частично попала очередь из экскурсантов.
Ещё о техническом состоянии старого дома. Вид на входной пристрой. Щель между домом и пристроем вверху достигает 0,5 метра. Сквозь щель видна распахнутая дверь на второй этаж, лестница внутри рухнула. Справа, невысокая пристроечка с перекошенной дверцей - тот самый туалет, в который хозяйка вложила 100 рублей. В кадр частично попала очередь из экскурсантов.

Наконец, состоялся выход «хозяйки» к народу. Начался рассказ про Распутина и про музей. Хозяйка была разодета, как барыня, держалась гордо, вещала голосом громким, временами переходя на вскрикивания. Затем всей толпой мы пошли за ней в дом. Я сперва не мог понять: дом такой маленький, мы все там еле поместимся, при этом там же должно ещё оставаться пространство для каких-то экспонатов, ведь это же – музей. И почему при этом экскурсия продлится целых два часа?

Войдя в дом, мы оказались в просторном помещении, состоящим из двух частей, соединённых широким проёмом. Помещение занимало всё внутреннее пространство дома. Вдоль стены, по углам, были расположены: «магический стул» Распутина и старинное разбитое зеркало в деревянной раме из его дома. Сквозь чёрное отверстие с неровными краями из зеркала на нас глядел чёрно-белый лик Распутина. И он же глядел на всех присутствующих пронзительным взглядом своих глаз с большого цветного портрета на стене. А «магический стул», по словам хозяйки, обладал свойством непредсказуемо воздействовать на того мужчину, который присядет на него (но только после «экскурсии»). И любая фотосъёмка – тоже, только после экскурсии. И все стены увешаны мелкими артефактами, тем или иным образом связанными с Распутиным, в застеклённых рамках или даже вовсе без всяких рамок.

Мы, опешив, стояли посередине, плотной группой, заполнив почти всё свободное пространство дома. И господствуя над всеми нами, с высоты своего специального деревянного «постамента», хозяйка вела свой «моноспектакль». Из пространной речи мы узнали: какой хороший был Григорий Распутин, какой замечательный у неё частный музей, какие титанические усилия они с мужем прилагают для его развития. Ещё мы узнали, что «хозяйка» - специалист широкого профиля. Она и филолог, и лингвист, и экономист, и преподаватель. Временами, в наиболее «ключевые» моменты своего выступления, она с размаху ударяла кончиком указки по застеклённым артефактам, при этом её голос, и так достаточно звонкий и громкий, возвышался до каких-то визгливых вскрикиваний.

Она грубо отчитала одну из посетительниц, заподозрив её в том, что та использует свой телефон для записи хозяйской «проповеди». У неё, по её же словам, уже вышли две книги о Распутине, а сейчас она предлагает нам третью (можно будет купить после «лекции»). И при этом некоторые недостойные люди имеют наглость записывать её речи на диктофон, а затем публиковать от своего имени!

Минуточку, но ведь если у Вас уже написаны целых три книги – я надеюсь, они изданы официально, с государственной регистрацией, присвоением уникального кода ISBN? Тогда Вы являетесь обладателем авторских прав на свою интеллектуальную собственность. И в случае чего – можете подать в суд на ваших «плагиаторов». И потом, неужели Вам для наполнения вашей лекции не хватает материалов из целых трёх ваших книг, уже изданных, и Вы вынуждены что-то ещё добавлять в ваш рассказ, что-то «незарегистрированное»? Или у Вас во всех трёх ваших книгах написано почти одно и то же? А что, так часто бывает. У некоторых писателей.

Такие вопросы вертелись у меня в голове, поскольку я сам являюсь писателем и преподавателем. Но задавать эти вопросы, даже после «лекции» о Распутине, мне не хотелось. Не хотелось вообще общаться с этой «хозяйкой музея», садиться на её «магический стул», смотреться в разбитое зеркало... К концу «лекции» мы все уже устали и морально, и физически. Стоять два часа в этом помещении. Ведь это же не храм, и мы – не на проповеди. Но что-то мне подсказывает, где-то я уже про такие собрания слышал. Ах да, вспомнил: именно так ведут себя проповедники закрытых тоталитарных сообществ со своими адептами.

Православная икона: Святой Великомученик Григорий и Святой Великомученик Алексий. Изображение с официального сайта РПЦ.
Православная икона: Святой Великомученик Григорий и Святой Великомученик Алексий. Изображение с официального сайта РПЦ.

Наконец, «моноспектакль» закончился. Я вздохнул с облегчением и вышел вместе со всеми нашими экскурсантами. К сожалению, у меня в итоге не оказалось ни одной фотографии, снятой внутри этого "музея". Я был настолько морально подавлен, что так и не сделал никаких фото.

Я нейтрально отношусь к личности Григория Распутина. Эта личность в нашей истории крайне противоречива. С одной стороны, Распутин оказал существенное влияние на судьбу России, а с другой – сам оказался в итоге игрушкой в руках соперничавших властных группировок, на самом закате династии Романовых. Так, видимо, было предначертано Богом, что ему было суждено трагически погибнуть и одновременно послужить одной из многих причин ещё более трагической гибели нашего Государства. Обладая явными экстрасенсорными способностями, Распутин пытался применить их во благо стране и Государю, так, как он сам это благо понимал. Но в итоге никого и ничего не спас, был убит, а потом – оболган и превращён пропагандой и шоу-бизнесом по всему миру в какого-то чудовищного монстра, «раскручивая» образ которого так удобно делать деньги. И даже в наши дни, будучи причисленным Русской Православной церковью к лику святых, его образ продолжает оставаться, прежде всего, около историческим мифом. Как говорят современные исследователи массовой культуры, это – так называемый «мем». И ничего с этим поделать нельзя. В том числе никакими «частными музеями», «лекциями», выкриками и причитаниями на публику. Нет такой силы, чтобы всё это исправить. Историю не перепишешь.

Стаи воронья кружатся над частным музеем Распутина. Фото из окна экскурсионного автобуса.
Стаи воронья кружатся над частным музеем Распутина. Фото из окна экскурсионного автобуса.

Я здесь высказал своё сугубо личное мнение, которое, скорее всего, не будет совпадать с мнениями моих читателей. Я догадываюсь, что эти мнения читателей окажутся различны, в чём то – противоположны друг другу. Я не могу подстраиваться ни под одно из этих мнений, активно не хочу этого, и не буду. Также как не буду и отвечать на комментарии читателей, как вполне здоровых психически, так и не могущих похвастаться таким здоровьем. Читайте мои следующие «путевые заметки» и будьте счастливы. Пожалуйста.

P.S. Поздравляю всех жителей Екатеринбурга с юбилеем города - именно сегодня столице Урала исполняется 300 лет! По телевизору показали закладку "капсулы времени" на Плотинке.

Окончание следует...