Приветствую. Советские граждане любили свою милицию и привыкли доверять ей. Но всегда и везде есть исключения, были они и среди милиционеров. Это нашумевшее дело вызвало грандиозный скандал в МВД и КГБ, и в последние годы широко освещено, но всё-таки расскажу о нём и я.
Ранним утром 27 декабря 1980 года, недалеко от дачного посёлка Пехорка (в котором жили преимущественно сотрудники КГБ) был обнаружен тяжело раненый человек. Его доставили в ближайшую больницу, туда же через час подъехали сотрудники КГБ. Как оказалось, пострадавшим оказался не обычный гражданин, а сотрудник центрального аппарата КГБ СССР, заместитель начальника секретариата, майор Вячеслав Афанасьев. Вскоре, не приходя в сознание, офицер умер. За дело взялись оперативники КГБ. Первая версия произошедшего была проста - на Афанасьева совершил наезд автомобиль. А водитель испугался и сбежал с места аварии. Эту версию подтверждали и обнаруженные рядом с телом Афанасьева следы шин автомобиля ГАЗ-24. Но экспертиза вскоре показала, что характер повреждений на теле не соответствует наезду машины, больше похоже на нападение... Чуть ранее в том же году без вести пропал ещё один майор КГБ - Виктор Шеймов вместе с семьёй (я об этом писал статью, ссылка чуть ниже). И вот снова инцидент с сотрудником КГБ. Это настораживало.
Выяснилось, что в тот злополучный вечер, майор Афанасьев остался на службе дольше обычного - с коллегами отмечал свой сорокалетний юбилей. Затем он позвонил жене и сказал что скоро приедет домой. Но вместо этого, он оказался в Подмосковье с тяжёлыми травмами, полураздетый и без служебного удостоверения. Что же произошло с ним в дороге? Сотрудники КГБ досконально отследили весь путь Афанасьева. Его по фото опознала дежурная по станции "Ждановская" (ныне "Выхино"). Она рассказала, что он заснул в вагоне и она его разбудила на конечной. Но после того, как он вышел из вагона к нему подошли проверить документы милиционеры и после словесной перепалки, схватили под руки и отвели в служебное помещение. Больше она ничего не знала. Под подозрение попали сотрудники милиции линейного отделения № 5 по охране Московского метрополитена.
О сложившейся ситуации доложили лично председателю КГБ Юрию Андропову. Тот решил действовать официально с обращением в прокуратуру СССР. Между КГБ и МВД давно были напряжённые отношения, поэтому Андропов решил вести работу осторожно, ещё не понимая куда может привести сложившаяся ситуация. За дело взялся следователь по особо важным делам Владимир Калиниченко. Он с экспертами осмотрел служебное помещение милиции на станции "Ждановской". На стенах были обнаружены небрежно замытые пятна крови. Милиционеры объясняли это тем, что у одного из задержанных пошла носом кровь. Полная чушь! Милиционеров допрашивали по очереди. Как могли, они отнекивались и прикидывались невиновными. Но Калиниченко был профессионалом своего дела и вскоре милиционеры "посыпались" и дали признательные показания.
Выяснилось, что Афанасьев в тот вечер не был пьян. В отличие от милиционеров, которые его задержали. Они начали распивать горячительные напитки ещё с четырёх часов дня и к вечеру были в разной степени опьянения. Хорошо одетый и степенный, Афанасьев им не понравился сразу. Он им несколько раз говорил, что является майором КГБ, но их это только больше взбесило. Отобрав у него чемодан, они начали выкладывать содержимое на стол - бутылка водки, бутылка коньяку, банка болгарских помидоров, палка сырокопчёной колбасы... В тот день Афанасьев получил продовольственный паёк. И это тоже вызвало раздражение милиционеров. Хорошо живут комитетские! Афанасьев вновь стал протестовать против незаконного задержания, но добился обратного эффекта - его начали бить. Били жёстко. Пьяная невменяемая злость - что может быть хуже?! Судя по всему, милиционеры уже не осознавали тяжесть содеянного. В экзекуции принимали участие старший лейтенант Николай Рассохин и милиционеры Николай Лобанов, Александр Попов, Николай Возуля. Ещё двое - Алексей Телышев и Вячеслав Пиксаев ничего не сделали для спасения задержанного.
После этого, Афанасьева выкинули из служебного помещения на все четыре стороны. И вот тут Афанасьев совершил роковую ошибку. Он заявил милиционерам, что так дело не оставит и они пожалеют о содеянном. Это его и погубило. Милиционеры Попов и Лобанов вновь его схватили, затащили в помещение и принялись били... Продолжая распивать спиртное и периодически вновь нанося удары Афанасьеву, милиционеры провели ещё некоторое время, пока лейтенант Рассохин, чуть отрезвев, не осознал содеянное и тут же доложил о происшествии майору Борису Барышеву - начальнику линейного отделения № 5, который незамедлительно прибыл на место действия. Ругая на чём свет стоит своих нерадивых подчинённых, он понимал, что нападение на сотрудника КГБ само по себе является тяжким преступлением, а значит необходимо принять меры. Барышев решил "замести следы" - избавиться от Афанасьева, инсценировав бытовое нападение. Находившегося без сознания Афанасьева вывезли на служебной ГАЗ-24 в Подмосковье и ударив ещё несколько раз железной арматурой, выбросили, недалеко от посёлка Пехорка...
Следственную группу потрясли не только жестокость милиционеров, но и непосредственное участие в этом начальника отделения. Арестовать человека такого ранга означало вызвать большой скандал. Но он и так уже разгорался. Министр МВД Николай Щёлоков приказал своим подчинённым не оказывать никакой помощи в следствии, закрыть прокуратуре доступ к архивам и начать наблюдение за следователем Калиниченко, который вел дело. Узнав о таком повороте, в КГБ приставили охрану из бойцов "Альфы" всем, кто участвовал в этом деле. По сути это было начало противостояния двух влиятельных ведомств Советского Союза. Представители МВД вели себя дерзко - обыскивали квартиру Калиниченко, запугивали других участников, остановили и побили водителя-чекиста, который возил Калиниченко, когда он в нерабочее время передвигался на своём личном авто. Однако, Калиниченко довёл дело до конца и смог выяснить весь масштаб совершённых злодеяний в отделении милиции № 5.
Выяснилось, что милиционеры данного отделения уже давно промышляют тем, что грабят и избивают припозднившихся пассажиров. Следствие установило 33 доказанных эпизода. До Афанасьева летальных исходов не было, хотя побитый милиционерами инвалид, доцент Воробьёв, так и не смог оправиться от побоев и рано ушёл из жизни. Конечно, избитые и ограбленные граждане писали жалобы и заявления, но все они так или иначе приходили начальнику отделения Барышеву и тот их попросту заминал. Суд проходил в закрытом режиме. Начальник линейного отделения № 5, майор Борис Барышев, лейтенант Николай Рассохин и милиционеры Николай Лобанов и Александр Попов были приговорены к высшей мере наказания. Милиционер Николай Возуля был приговорён к 13 годам лишения свободы, милиционеры Алексей Телышев и Вячеслав Пиксаев к 10 годам, а водитель Александр Салатов (он был за рулём ГАЗ-24, когда вывозили Афанасьева в Подмосковье) к 5 годам.
Отмечу, что этим дело не закончилось. Несколько сотен сотрудников милиции и начальников было уволено, а само отделение № 5 расформировано. В более поздней перспективе, отголоски этого дела привели к смещению в 1982 году Николая Щёлокова с поста министра МВД и началу его опалы. 13 декабря 1984 года, Щёлоков свёл счёты с жизнью...
Ну а на этом всё. Спасибо что прочитали, ставьте лайки если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor