Найти тему
Святые места

Что делать, если во время молитвы разбегаются мысли?

Наверное, каждый христианин сталкивался с рассеянием в минуту вознесения молитвы. Вот вроде бы и настроишься, и свечку зажжёшь, и встанешь перед иконами, а через некоторое время понимаешь, что молитва идёт как будто не от сердца…

Слова, конечно, произносятся, но как-то «на автомате», а мысли крутятся вокруг бытовых, земных проблем. Как же научиться оставаться внимательными и сосредоточенными в минуту молитв, как побороть рассеянность и суетные мысли?

Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.

В момент обращения к Господу наш разум не должен быть рассеян. Всё внимание мы должны сосредотачивать на Том, к Кому мы обращаемся, а также на словах молитвы.

Священнослужители считают, что в минуту молитвы христиане могут подвергаться бесовским испытаниям — нечистые порой пытаются помешать нашему общению с Небесным Отцом, специально «подсаживая» к нам в голову греховные мысли.

Наивысшую степень духовной сосредоточенности батюшки называют «трезвением». Верующие люди, находясь в подобном состоянии, могут слышать голос Господа в любой момент, невзирая на внешнюю суетность и земной шум.

Рассеянность в минуту обращения к Богу свидетельствует о том, что человек оторван от Небесного Отца.

Задумайтесь: были бы Вы рассеяны, если бы Вам предстояло встретиться с президентом, патриархом или иной значимой персоной? Вероятнее всего, нет — напротив, Ваше внимание было бы сосредоточено на важном собеседнике. Так чем же уступает им Господь?

Наши молитвы — это наша сокровенная, личная беседа с Богом, но не равнодушное бормотание заученных молитвенных текстов.

И если во время этого обращения мы не слышим и не понимаем собственных слов, помышляя о суетном, то как же мы можем рассчитывать на то, что нас услышит Господь?

Равнодушная молитва, вознесённая без должного внимания — это лицемерие по отношению к Небесному Отцу:

-2

Причины рассеянности ума в минуту молитвы:

Небрежность в отношении молитвы — человек сосредотачивается на важных для него вещах. То, о чём мы помышляем в момент вознесения молитвы, и является «кумиром», отторгающим нас от Господа.

Чтение молитвы без понимания — мы можем не понимать, о чём молимся, если обращаемся к Богу на церковнославянском языке. Кроме того, нам могут быть непонятны те или иные образы, используемые в молитвословиях.

Бесовские нападки — вот что говорил о влиянии на наш разум тёмных сил один мудрый монах:

«...Нечистый, видя нашу старательность и усердие в молитвах, пытается сбить нас или отвлечь. Он очень хитёр и лукав, а потому пытается достичь своей цели, насылая на нас те помыслы и чувства, которые особенно нас будоражат.
Он старается ударить по самому больному месту, зарождая и развивая эти греховные мысли… И по тем помыслам, которые посещают нас в момент вознесения молитвы, мы можем узнать больше о собственных слабых местах и страстях, которые нам необходимо искоренить».

Правило «не по плечу» — в православных молитвословах печатаются полноценные молитвенные правила, рассчитанные на монахов и опытных христиан. Тем, кто недавно пришёл к Господу, сложно вычитывать такие правила от начала и до конца.

Поэтому батюшки рекомендуют «новичкам» постепенно наращивать молитвенный темп — начните с нескольких простых обращений, и постепенно, раз в несколько дней, добавляйте к ним новые воззвания.

Слабоволие — верующие люди должны тренировать собственную силу воли ежедневными духовными трудами. Священнослужители рекомендуют, помимо вознесения молитв, изучать опыт православных подвижников.

Физические и психологические факторы — безусловно, помешать должной концентрации ума может банальная усталость. Старайтесь высыпаться, сбалансированно питаться и заботиться о собственном здоровье — тогда сил будет хватать и на мирскую, и на духовную жизнь.

На что следует обращать внимание, чтобы избежать рассеянности и праздномыслия в момент обращения к Господу:

Помните о том, что внимательные молитвы — это дар Небесного Отца тем христианам, которые стремятся к ним. Иными словами, «молитвы даются молящимся».

Наши молитвы — это отражение нашего внутреннего состояния.

Старайтесь не думать о нескольких делах сразу, не засоряйте мысли и воображение ненужной информацией. Почаще вспоминайте о том, что действительно важно — о Боге, Спасении и Царствии Небесном.

Кроме того, сосредоточится помогут потребность в общении и интерес к Господу, а также грамотный молитвенный настрой.

А вот какие советы христианам для вознесения внимательных молитв даёт протоиерей Сергий Правдолюбов:

«Искоренить рассеянность в минуту обращения к Богу практически невозможно. Нечистые стараются отвлечь нас от праведного и мешают совершать молитвы, насылая рассеянность и соблазны. Очень мало на свете найдётся людей, чьи молитвы всегда внимательны и сосредоточены.

Однако это не означает, что с рассеянностью не надо бороться — напротив, это наша с Вами ежедневная обязанность. И одним из наиболее эффективных «инструментов» в такой борьбе является неустанное (не беспрестанное и непрерывное, но именно неустанное) вознесение молитвы ко Спасителю.

Отец Иоанн (Крестьянкин) советовал произносить Иисусову молитву не больше ста раз в день — этого достаточно. Но ведь вознести сотню молитв — это процесс не быстрый, тут за пять минут не управишься…

Отец Иоанн и не советовал спешить и торопиться — он рекомендовал читать молитву медленно и вдумчиво, обязательно с крестным знамением, соблюдая паузы и совершая поклоны.

Но чем же так полезна для нас молитва ко Спасителю, что она нам даёт?

Она как бы «собирает» наш ум, помогая сосредотачивать внимание на очень простых и хорошо известных нам словах. Можно сказать, это, своего рода, «молитвенная тренировка».

Те, кто возносят молитву ко Спасителю ежедневно, становятся менее рассеянными и в Церковных, и в домашних молитвах. А без Иисусовой молитвы от этой рассеянности практически невозможно избавиться».

Читайте еще: