Это личная для меня история, потому что это история моей родной бабушки. Когда она рассказывала о своих родственниках, у меня волосы на голове шевелились от того, что ей пришлось пережить в семье мужа.
Некоторые не верят, что бывают свекрови, которые в прямом смысле слова, пожалеют кусок хлеба для родного человека. Но у бабушки Маши была именно такая.
* * *
- Она жалеет, что тогда так поступила, постоянно мне об этом говорит, - муж уговаривал Машу вместе ехать к его маме.
- Я знаю, что много лет прошло, но тот вечер до сих пор помню, не могу её простить.
- Я понимаю, но ты просто дай ей шанс извиниться, очистить душу, пусть даже через столько лет.
Сергей с Машей вместе уже 30 лет.
Они выросли в одном посёлке и дружили со школьной скамьи. Когда поженились, Сергей привёл молодую жену в свой дом. Отец Маши погиб на фронте, а мать жила и трудилась на другом конце страны, строя новую семью. Старшую дочь она выдала замуж и забыла про неё. Другой родни у Маши не было.
У родителей Сергея был большой дом - места много. Отец, Никита Александрович, работал на деревообрабатывающем заводе бригадиром и был строгим, но справедливым как на работе, так и дома. Мать, Ольга Васильевна, занималась хозяйством, у них оно было большое - 10 соток огорода - и скотину всегда держали.
Отец Сергея много работал, и в посёлке его все уважали. Сам построил дом, огороды и сады посадил, чтобы в семье всегда была еда, и родне помогать успевал. Сына воспитал в строгости и приученным к работе.
Сергей закончил железнодорожный техникум и работал машинистом тепловоза. Так было заведено в их доме: мужчины работали, женщины занимались хозяйством и домом. Маша была не против заботиться о муже, и подобное разделение обязанностей её вполне устраивало.
Но свекрови она сразу не понравилась - характер у Ольги Васильевны был ужасный. Ни с кем из родни она не общалась, а только ссорилась, с соседями тоже не ладила. Когда Маша с Сергеем к ним переехали, все молча сочувствовали бедной невестке.
- Как королева ты здесь жить не будешь, - в первый же день сказала свекровь Маше, - у нас кто не работает, тот не ест.
- Я не белоручка, работы не боюсь, - ответила тогда Маша.
- Ну, у нас хозяйство-то побольше, чем у вас, так что привыкай сразу, чтобы потом не плакаться.
Всю основную работу свекровь свалила на невестку почти сразу.
Утром скотину накормить, убрать и помыть дом, постирать грязное белье, наносить воды из колодца. Сама Ольга Васильевна занималась только готовкой, потому что любила это делать. Когда еда была готова, свекровь любила спуститься в погреб и проверить добро, которое там хранила: закатки, варенье и всё, что прятала от невестки.
Она могла даже взять термос с чаем, выпить его с вареньем там, чтобы Маша не видела. Маше доступ в погреб был закрыт - заходить туда ей свекровь настрого запретила. Ольга Васильевна запирала свои владения на замок, а ключ всегда носила с собой в кармане.
По мнению свекрови, Маша всё делала не так: полы мыла плохо, стирала тоже, а к плите она её вообще не подпускать.
Вставали все в 6 утра, завтракали вместе, но при сыне и муже свекровь никогда Маше слова плохого не говорила. Зато, когда оставались вдвоём, то невестке от неё всегда доставалось.
- Тебя мать вырастила абсолютно никчемной, - Ольга Васильевна сняла мокрое бельё, которое Маша постирала и развесила во дворе, и бросила его на землю. - Будешь перестирывать, пока не сделаешь хорошо.
- Я кипятила, как вы и сказали, полоскала три раза, - Маша понимала, что свекровь просто придирается, потому что невзлюбила её с первого дня.
- Ну, так иди и кипяти снова! И обеда ты сегодня не получишь - не заслужила!
Вечером Маша рассказала мужу, что свекровь над ней каждый раз издевается. Сергей любил жену и старался поддерживать. Он знал свою мать и её характер, поэтому сразу пошёл поговорить с ней. Разговор был на повышенных тонах, потому что Ольга Васильевна сказала, что воспитывает невестку, только и всего, а обеда она её не лишала, Маша сама есть отказалась.
Никита Александрович всё это время сидел за столом и читал газету.
- Ты опять за своё! - он стукнул кулаком по столу и встал. - Сестру родную со свету сжила, теперь за невестку принялась?! Не прекратишь сама, я тебя заставлю!
Мужу Ольга Васильевна никогда не перечила. Он ни разу её пальцем не тронул, а если выходил из себя, то ему достаточно было сказать один раз, чтобы жена притихла. И в этот раз свекровь молча пошла заниматься делами, грозно посмотрев на невестку. Маша поняла, что свёкра Ольга Васильевна не ослушается. Но также знала, что и работы ей завтра прибавится из-за этого.
Ольга Васильевна была злопамятной и мстительной. Каждый раз, когда Маша жаловалась мужу на что-то, свекровь нагружала её работой вдвое больше, чем обычно и заставляла переделывать одно и тоже по несколько раз.
Через год у Маши с Сергеем родился сын.
Свёкр смастерил для него красивую люльку из дерева, часто брал на руки и искренне любил внука. Свекровь же любви к внуку не питала, раздражаясь, когда он плакал, и никогда даже не подходила к нему.
Маше тяжело было справляться, пока сын был совсем маленький, потому что Ольга Васильевна не только не помогала, но ещё и работой по дому загружала по полной. Только скотину взяла на себя, потому что Никита Александрович запретил ей просить невестку помогать с этим.
Однажды, когда Ване было 3 года, к ним приехал в гости родной брат Никиты Александровича и привез гостиницы: конфеты, печенье и мандарины, которых было не купить тогда в посёлке. Через три дня он уехал, а свекровь всё гостиницы собрала, отнесла в погреб и закрыла его на замок.
Маша как-то попросила дать Ване конфету, потому что он видел подарки и постоянно их вспоминал, на что свекровь ответила, что Маша здесь не хозяйка и для сына пусть сама конфеты покупает. Но ребёнок не мог забыть и периодически вечером спрашивал про конфеты.
- Вы что же, ему уже все шоколадные конфеты отдали? - спросил Никита Александрович, когда внук опять спросил про сладости. - Разве зубы так не испортятся?
- Да он всего одну съел, - ответила Маша, - остальное Ольга Васильевна в погребе закрыла.
Свёкр тут же выхватил ключ от погреба у жены, который она всегда носила в кармане, и спустился вниз. Никита Александрович поднял сумку с гостинцами, которая пролежала в погребе больше недели. В ней всё отсырело, а мандарины покрылись плесенью.
- Заставить бы тебя сейчас это съесть! - свёкр бросил сумку на пол, рядом с Ольгой Васильевной. Но только сурово посмотрел на жену. Содержимое сумки он решил выбросить, чтобы не рисковать здоровьем внука. А погреб решил просушить в ближайшее время, пока погода хорошая. Свекровь молчала и незаметно для мужа с ненавистью поглядывала на Машу.
Никита Александрович в выходные поехал в город и привез для Вани разных конфет и игрушек. Свекровь очень злилась на всех, но муж очень любил внука и всегда старался его чем-то порадовать.
Зимой произошла трагедия в их семье.
Из-за несчастного случая на заводе погиб Никита Александрович, и после его смерти свекровь стала издеваться над Машей ещё пуще. Сергей защищал жену и ругался с матерью, но так, как мужа, она не боялась сына и не особо слушала. Да и работа была в разные смены: то в ночную, то вообще на сутки уйдёт, и у Ольги Васильевны тогда была полная свобода действий.
Она лишала невестку обеда, прятала молоко, чтобы Маша не могла утром сварить кашу сыну и заставляла полоскать бельё на морозе в ледяной воде.
Уезжать молодой матери было некуда, поэтому и терпела. Плакала тихонько и терпела. В те времена все терпели, поэтому не принято было жаловаться.
Однажды Маша мыла посуду после ужина, а Ваня играл на полу. Мальчик попал деревянным кубиком себе по лицу и громко расплакался. От неожиданности Маша разбила большое блюдо для выпечки, и свекровь тут же начала на неё кричать. Маша оттолкнула Ольгу Васильевну, когда та пыталась шлепнуть Ваню за плачь.
- Одни проблемы от тебя! - кричала свекровь. - Забирай своего отпрыска и пошла вон отсюда!
- Ольга Васильевна, как вы можете, на улице мороз, куда я пойду с маленьким ребёнком?
- А мне всё равно! Иди, куда хочешь! Давно надо было тебя выгнать, да Никита вечно за тебя заступался. Я всю жизнь здесь прожила и не позволю вам, дармоедам, здесь на всем готовом сидеть!
Ольга Васильевна была крепкой и сильной женщиной. Она вытолкала невестку с внуком за дверь. Маша успела схватить лишь пальто и кофту тёплую, на улице был мороз. Она закутала сына в пальто и в одних тапках пошла к соседям через улицу.
В тот день у Сергея была ночная смена на тепловозе, и он вернулся только утром. Как узнал, что случилось, пришёл к соседям. Маша сказала, что к свекрови не вернётся и не простит никогда, и Сергей её понимал. Скандалить с матерью было бесполезно, а защитить жену, пока он на работе, было некому.
Сергей перевелся работать в город. Получил там комнату в коммуналке, и они с Машей и сыном переехали. Ольга Васильевна осталась жить одна, сын приезжал к ней редко, и мать каждый раз просила бросить жену и вернуться домой. Но он вскоре заставил её продать скотину и приезжал лишь помочь с огородом.
- Ты родную мать на эту хабалку променял! - ругалась она каждый раз, когда приезжал сын.
- Маша моя жена и я не позволю над ней издеваться.
- Да, её надо было гнать с самого начала, как только ты её в дом притащил!
С тех пор прошло 27 лет, и со свекровью Маша ни разу не общалась.
Сергей ездил к матери раз в год проведать, провёл ей газ и телефон за это время, но ни жена, ни сын у неё не были. А теперь она хочет, чтобы невестка с внуком приехали повидаться.
Маше не хотелось видеть Ольгу Васильевну и делать вид, что она её простила. Но она решила, что много лет прошло, и нужно поддержать мужа. Ваня вырос без бабушки и совсем её не помнил.
- Она уже совсем состарилась и, видимо, пришёл возраст, когда осознала, что натворила, - говорил Сергей жене.
- Я это понимаю, но не уверена, что смогу её простить даже на старости лет.
- И не надо. Просто не груби, и всё. Я знаю свою мать, и сожаление в её глазах до этого никогда раньше не видел.
Маша согласилась ехать вместе. Ваня с ними не поехал, потому что жил и работал в другом городе. Она не знала, что скажет свекрови и что будет чувствовать через столько лет.
Когда они приехали, она не сразу узнала в высохшей маленькой старушке свою свекровь. Да и взгляд был уже не пронизывающий и злой, а скорее, уставший и одинокий.
- Ты уж прости, Маша, за всё меня. Не держи зла, жизнь была тяжёлая, сама знаешь. Хотела увидеть вас, пока жива, и попросить прощения.
Маше жалко её было, она молча слушала, но так и не смогла её простить. Сказала свекрови, что зла не держит, чтобы та успокоилась и больше не лезла. Когда они вернулись, свекровь стала звонить невестке раз в неделю, спрашивать, как дела. А перед Новым годом прислала 5000 рублей Ване на подарок впервые в жизни. Но Маше это было уже не нужно, а Ваня взрослый и у него своя семья.
Маша видела, что Ольга Васильевна уже не справляется с хозяйством и хочет, чтобы ей помогали, потому что осталась совсем одна в старости. Дом-то большой, а всех сама и выжила. Вот и решила попросить прощения, чтобы было, кому за ней присматривать.
- Как говорил Никита Сергеевич: “Хороша ложка к обеду”, - вспоминала Маша.
* * *
Прабабушка Оля до последних дней жила одна в большом доме, как рассказывала бабушка Маша – никто из родственников так и не захотел скрасить ей старость. После её смерти дед с братом продали сам дом и совсем забыли это место. Меня тогда ещё и не было.