Найти тему
Сергей Михеев

Закон должен обеспечиваться конкретными мерами его реализации

Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использование телефонов в школах, кроме образовательных целей и экстренных случаев, связанных с возникновением опасности жизни или здоровью. Ко второму чтению собирают поправки: думаю, что их будет очень много. Я бы тоже отправил поправки. Для чего нужен телефон в образовательных целях, если у школьника есть всё на доске, в учебнике, калькулятор? А если ребенок не захочет отдавать телефон и скажет: «Мама запретила отдавать, чтобы я был всегда на связи». Какие действия учителя? Выгонит из класса? Насколько это законно?

Сергей Михеев: Согласен с Вами. Видел этот законопроект. Возникает ощущение, что его написали для того, чтобы успокоились «ватники». В нём огромное количество лазеек: может быть их доработают во втором-третьем чтении. Надо принимать закон, который будет работать, а не для галочки. Если ваш закон легко обойти, если не снабдили его реальными механизмами воплощения в жизнь, то его нет. Зачем вы его написали? «Телефоны можно использовать в образовательных целях». Вот класс, учительница, 30 или 40 учеников, и у каждого телефон. Как вы себе представляете реальную возможность проконтролировать, в каких целях 30-40 человек используют телефоны? Как она сможет это сделать? Никак. Значит, телефоны будут отвлекать учеников на уроках, мешать вести образовательный процесс, и преподаватель не сможет их отобрать (это частная собственность), и закон не прописывает реальных механизмов контроля над этими вещами.

По документу предполагается, что новации позволят устранить имеющиеся диспропорции между правовым статусом педагога и иных участников образовательного процесса. Вот так мудрёно, но коротко. Педагог не может снимать учеников, а ученики, у которых смартфоны, могут снимать поведение учителя, его потасовки(если возникают), прения и прочее.

Сергей Михеев: Я слышал, что собираются создать комиссии по защите прав учителя. Как постановка проблемы - это уже хорошо. Но не очень ясно, какие есть возможности, прописанные законом и у учителя, и у комиссий, для того, чтобы восстановить здоровую иерархию в школе. На мой взгляд, иерархия критически нужна для нормального процесса воспитания и образования. Ситуация, когда взрослые люди с высшим образованием находятся под давлением еще ничего не понимающей «стайки» детей, а иногда злобных подростков, - это ненормальная ситуация. Она разрушает учебный процесс, снижает качество образования, ставит учителей в неестественное положение.

Если ваш закон не предусматривает законодательно прописанных и обоснованных возможностей реализации, то зачем вы его пишете? Как постановка проблемы – хорошо, но мало. Возникает ощущение, что мы доросли до того, чтобы говорить правильные слова, но пока не доросли, чтобы делать правильные дела. Одной рукой пытаемся поправить что-нибудь в нашем положении, а другая рука все еще делает то, что делала в 1990-е, 2000-е годы. Получается, что у детей больше прав, чем у учителя. Почему бы их не уравнять? Например, удалить телефоны из учебного процесса. Будет непросто, но закон должен обеспечиваться конкретными мерами его реализации. Если таких мер нет, то декларации, что «телефон - не всегда хорошо, и он мешает учебному процессу», недостаточно, мало.