Нередко актер настолько доминирует в фильме, что его успех во многом зависит от каждого его слова и жеста. Так и в случае с гальванической игрой Колмана Доминго в фильме "Растин", которая, как ток, проходит через весь портрет гея, активиста движения за гражданские права, близкого советника преподобного доктора Мартина Лютера Кинга-младшего. Пацифист, бывший заключенный, певец, лютист, социалист - у Баярда Растина было много жизней, но наиболее известен он как главный организатор Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу 1963 года. Именно Растин зачитывал требования марша с трибуны, оставаясь рядом с Кингом во время его речи "У меня есть мечта".
Фильм "Растин" - это одновременно работа по восстановлению и празднованию - стремится поставить своего героя в центр истории, которую он помог создать и от которой он иногда отстранялся, в том числе потому, что, будучи открытым геем, он бросил вызов и условностям, и закону. Это была богатая, захватывающе сложная история, наполненная крупными личностями и огромными ставками, которая в данном случае раскрывается прежде всего через марш, который в фильме прослеживается от его поспешного замысла до потрясающей реализации 28 августа 1963 г., когда четверть миллиона человек собрались у Мемориала Линкольна. Это был решающий общественный триумф в жизни Растина.
После небольшой исторической заставки - изображения стоических демонстрантов в окружении кричащих расистов - режиссер Джордж К. Вулф, работающий по сценарию Джулиана Бриса и Дастина Лэнса Блэка, приступает к делу. На дворе 1960 год, и Кинг (Амл Амин) в отчаянии. Несколько активистов попросили Кинга возглавить массовую акцию протеста против предстоящей Демократической национальной конвенции. Вздохнув, Кинг поднимает глаза вверх, словно умоляя о свидетельстве свыше, и вежливо отказывается: "Я не ваш человек". Через несколько тактов его взгляд снова устремляется вверх, но теперь уже на Растина, который возвышается над Кингом, бросая ему вызов.
Протест, объясняет Растин, станет посланием для партии и ее кандидата, лидирующего Джона Ф. Кеннеди. Если демократы не выступят против сегрегации, - говорит Растин с нарастающей страстью и громкостью, - "наши люди не придут к ним". Его прямота и язык тела прекрасно подчеркивают дарования Растина как стратега, которые достигают крещендо, когда он садится, так что теперь именно он смотрит на Кинга. Покоренный убедительными доводами Растина, Кинг соглашается возглавить протест, что приводит в ярость таких представителей власти, как глава N.A.A.C.P. Рой Уилкинс (Крис Рок) и представитель США в Гарлеме Адам Клейтон Пауэлл-младший (свирепый Джеффри Райт, не берущий пленных).
Пять минут фильма - и вы уже на крючке: все работает в этой мощной завязке. Однако, несмотря на то, что Доминго, Райт и большинство остальных актеров продолжают двигаться вперед, фильм вскоре проседает под тяжестью своей центральной личности и монументальной истории, которую он уместил в два насыщенных событиями часа. Находясь на грани между личным и политическим, фильм пытается восстановить справедливость в отношении Растина, история жизни которого вырисовывается по частям, вместе с анемичным любовным романом, кивками на прошлые препятствия, намеками на будущие вехи и появлением различных крупных игроков. Карра Паттерсон появляется в роли Коретты Скотт Кинг; яркий Майкл Поттс то появляется, то исчезает в роли рабочего организатора Кливленда Робинсона.
Какими бы ни были его недостатки, "Растин" не может не тронуть вас своими образами стольких людей, объединенных праведной гармонией. Оптимизм того времени кажется очень далеким от раздробленности наших дней, но он поднимает настроение, как и фантастически живая роль Доминго. С той секунды, когда Растин врывается в фильм, распахивая объятия Кингу - и, как следствие, приветствуя будущее, которое они помогут создать, - актер захватывает вас. Он захватывает вас своей выразительной физической формой, а затем притягивает к себе неотложностью, тоской и светящейся искренностью, которые открыто играют на его лице. Это настолько ясное, убедительное, внешне непринужденное исполнение, что можно даже не заметить, что он тащит этот фильм почти в одиночку.