Пушной зверёк семейства псовых подкрался оттуда, откуда его никто не ждал. В 1984 году предтечи Т9 и алгоритмов Дзена объединились под логотипом Skynet, чтобы избавиться от человечества. Так началось восстание машин. Но в Советском Союзе не пользовались Т9, а единственной социальной сетью была Комсомольская организация имени Владимира Ильича Ленина, поэтому в 1997 году коварный ИИ захватил контроль над запуском ядерных ракет и нанес удар по ретроградной империи, на момент описываемых событий сменившей название и потерявшей часть территории, о чём в 1984 Skynet ещё не знал. Ответный удар со стороны уже не Советов уничтожил противников Skynet в Вашингтоне. Выжившие после обмена ядерными бандеролями столкнулись с новым кошмаром. Для зачистки от каким-то образом уцелевших людей Skynet выпустил терминаторов, человекоподобных киборгов-убийц.
Джон Коннор изменил всё... Он возглавил сопротивление и научил нас сражаться, переломив ход войны. Тогда Skynet отправил в прошлое терминатора с миссией убить мать Джона Сару Коннор до появления на свет будущего лидера сопротивления. Нам удалось захватить устройство для перемещения во времени и послать следом за терминатором одного из солдат на защиту Сары. Теперь судьба человечества зависела от того, кто доберётся до неё первым...
Даже хитровыдуманный ИИ не мог предположить, что страшный сон молодого художника по спецэффектам из Канады ляжет в основу фильма, ставшего эталоном жанра фантастики на многие годы вперёд. Спящий разум Джеймса Кэмерона под давлением стресса, вызванного угрозой ядерного столкновения двух сверхдержав и нездоровой атмосферой на съёмках режиссёрского дебюта «Пираньи 2», породил образ стального чудовища, которому срочно требовалось воплощение. Со своей идеей Джеймс обратился к давней подруге Гейл Энн Хёрд. Вместе они отполировали сценарий и подписали контракт с британской студией «Hemdale Films», заручившись поддержкой компании «Orion pictures».
Снимать фантастический боевик о киборге из будущего предполагалось, имея в распоряжении 6,4 миллиона долларов бюджета. Роль Кайла Риза, солдата, спасающего Сару Коннор, продюсеры предложили австрийскому бодибилдеру Арнольду Шварценеггеру, восходящей звезде эпического хита «Конан-варвар»(1982), что категорически не понравилось Кэмерону. В роли терминатора режиссёр видел Лэнса Хенриксена, теряющего убедительность рядом с огромным Шварценеггером. Изменить отношение к актёру Джеймса заставила личная встреча. Весь вечер Шварценеггер говорил о том, каким должен быть персонаж терминатора, ни разу не упомянув Кайла Риза. Кэмерон понял, что перед ним сидит идеальный кандидат на роль безжалостного киборга. Шварценеггер не собирался играть отрицательного персонажа, дабы не портить актёрскую карму, но в итоге поддался на уговоры, умеющего подбирать аргументы Кэмерона. Роль спасителя Сары отошла Майклу Бьену.
Работа над «Терминатором» продвигалась со скрипом. Девять месяцев простоя в ожидании Шварценеггера, занятого на съёмках «Конана-разрушителя»(1984), и травмированная лодыжка Линды Хэмилтон, играющей Сару Коннор, не способствовали позитивной атмосфере, но не зря говорят, что в любом деле трудности мотивируют лучше всего. Кэмерон отстаивал затратные для производства эпизоды с боем. В целях экономии большинство сцен снимались на реальных улицах Лос-Анжелеса. За спецэффекты отвечал легендарный Стэн Уинстон («Эдвард руки-ножницы», «Парк Юрского периода», «Чужие», «Хищник»). Уложившись в рекордные сроки, «Терминатор» добрался до кинотеатров США осенью 1984 года и собрал там чуть меньше сорока миллионов долларов. Общая сумма прибыли по миру составила около восьмидесяти миллионов. Успех не оглушительный относительно других соседей по прокату, но всё равно достаточно громкий открыл перед главными звёздами картины двери в большое кино и отодвинул съёмки сиквела на несколько лет.
В конце восьмидесятых ряд неудачных проектов привёл «Hemdale Films» к банкротству и права на вселенную «Терминатора» по рекомендации Шварценеггера выкупили продюсеры, представляющие интересы студии «Corolco Pictures». Тем, чьё детство пришлось на девяностые, имена Марио Кассара и Эндрю Дж. Вайны хорошо знакомы по вступительным титрам к «Универсальному солдату»(1992), «Рэмбо»(1982), «Шоугёлз»(1995),«Красной жаре»(1988), «Вспомнить всё»(1990) и «Скалолазу»(1993). Расстроенный провалом «Бездны»(1989), Кэмерон не горел желанием браться за сиквел «Терминатора», но режиссёрский гонорар в шесть миллионов долларов сотворил чудо.
По аналогии с «Чужими»(1986) второй фильм планировался переосмыслением первого без паразитирования на удачных приёмах из него. Центральным героем сделали десятилетнего Джона Коннора, сыгранного дебютантом в кино Эдвардом Фёрлонгом. Для защиты малолетнего предводителя человечества терминатору Т-800 Шварценеггера изменили роль на положительную. Сара Коннор сбросила шкуру испуганной овечки, обнажив в оскале клыки озлобленной волчицы. Настолько колоритная троица нуждалась в достойном противнике. Им стал практически неуязвимый терминатор Т-1000 из жидкого сплава в исполнении Роберта Патрика.
Выглядеть опасным в кадре Патрику активно помогала революционными для тех лет спецэффектами студия Джорджа Лукаса «Industrial Light & Magic». Позже её наряду со Стэном Уинстоном старания оценит в премиальном эквиваленте Американская академия кинематографических искусств и наук.
Сегодня блокбастеры в погоне за размахом визуальных эффектов потеряли от слова совсем то, ради чего мы пересматриваем «Терминатор 2: Судный день» до сих пор, ведь самому радикальному переосмыслению Кэмерон подверг основы концепции. На протяжении хронометража перепрограммированный Т-800 учится ценить человеческую жизнь и в конце концов ему это действительно удаётся. Но удастся ли когда-нибудь остановиться нам, людям, обречённым убивать друг друга без шансов на перепрошивку сознания? Кэмерон не даёт однозначного ответа, оставляя в недосказанности надежду...
«Терминатор 2: Судный день»(1991) бюджетом 102 миллиона долларов заработал в мировом прокате полмиллиарда и принёс создателям четыре статуэтки премии «Оскар» в технических номинациях.
Терминатор обещал вернуться и он сдержал обещание в неизбежно выпускаемых по следам великой дилогии частях, но об их существовании за исключением «Терминатор: Да придёт спаситель» я предпочёл бы навсегда забыть, снова оказавшись перед пустующим дорожным полотном в неизвестное будущее...