Найти в Дзене
Мытарь и язычник

Иконопочитание в Церкви Востока

Иллюстрация из «Несторианского Евангелиона», сирийской рукописи Евангелия.
Иллюстрация из «Несторианского Евангелиона», сирийской рукописи Евангелия.

Как известно иконопочитание в церквях восточно-сирийской традиции не утвердилось. В современных храмах Ассирийской церкви Востока – убранство вполне сдержанно, а священные изображения, как правило, ограничиваются изображением Креста. Однако утверждение, что якобы Церковь Востока на всём протяжении своей многовековой истории, с апостольских времён отвергала священные изображения в духе неопротестантских сект – не соответствует действительности.

Протестантские свидетельства

В XIX веке благодаря протестантским миссионерам (Асахель Грант, Горацио Саутгейт и Дж.П. Бэджер), действовавшим в районах присутствия верных Церкви Востока, на Западе восторжествовало мнение об отсутствии иконопочитания на протяжении всей истории восточно-сирийской традиции. Протестантский миссионер Грант, находившийся в Восточной Турции и Северной Месопотамии в 1845 году, писал следующее:

«На протяжении восемнадцати веков христиане-несториане оставались чистыми от осквернения поклонением изображениям»[1].

В XIX веке протестантские миссионеры, посещавшие храмы Церкви Востока, отмечали, что в церквях, которые они видели, не использовались иконы и священные изображения. Свидетельства Гранта, Саутгейта и Бэйджера, сообщали об отсутствии икон и изображений в храмах, расположенных в горах Хаккяри на востоке Анатолии и в окрестностях Урмии. Более того, Грант отметил полное отсутствие икон в храмах, что, по его мнению, является ещё одним доказательством влияния на них иудейских традиций, запрещающих изображения. Через 50 лет после смерти Гранта халдейский патриарх Абдишо V Хайят (1895-1898) написал пространное пастырское послание, в котором защищал святой Крест, иконы Христа и святых. Послание настаивало на том, что почитание икон основано на древних и великих традициях Церкви Востока и не является католическим нововведением и не означает поклонения идолам, как утверждали протестантские миссионеры[1].

Протестанты-миссионеры, действовавшие среди паствы Церкви Востока были воодушевлены данными «открытиями». Звучали голоса о том, что изолированные «несториане» сохранили древнюю апостолькую традицию, не испорченную влиянием эллинистической культуры с её поклонением перед сакральными изображениями, которой, по мнению, протестантов были заражены Католическая и Православная церкви. Однако как показывают археологические и письменные источники, священные изображения в Персидской церкви присутствовали также как и во всех поместных церквях раннехристианского мира.

Исследования, посвящённые священным изображениям в Церкви Востока

Ангел возвещает Марии и Марии Магдалине о воскресении Христа. "Несторианское Евангелие Пешитта".
Ангел возвещает Марии и Марии Магдалине о воскресении Христа. "Несторианское Евангелие Пешитта".

Научные публикации современных исследователей и представителей современной Ассирийской церкви Востока говорят, о том, что с иконопочитанием в восточно-сирийской традиции не всё так однозначно. Исследователь Кен Пэрри из университета Манчестера отмечает, что культ изображений в Сирийской церкви не был развит так, как в церкви Византии, однако несомненно присутствовал в традиции Церкви Востока[2]. Имеются как литературные, так и археологические свидетельства наличия изображений в храмах (например остатки «несторианской» церкви в Фамагусте (Кипр)).

Развалины "несторианской" церкви в Фамагусте (Кипр).
Развалины "несторианской" церкви в Фамагусте (Кипр).

Одной из важных работ, проливающих свет на первоначальную позицию Церкви Востока, является статья немецкого исследователя Германа Теуле «Почитание изображений в восточно-сирийской традиции»[3]. Теуле приводит выдержки из послания предстоятеля Халдейской церкви Абдишо V, который убеждает свою паству (халдеев-униатов), что священные изображения в их храмах не есть римское нововведение, «а основано на вековых, почтенных традициях Церкви Востока, Матери-церкви халдеев». В своей работе Теуле приводит перечень восточно-сирийских богословских и исторических текстов, написанных на Ближнем Востоке, в сердце восточно-сирийского христианства, которые свидетельствуют о почитании икон до XIV века членами Церкви Востока. Священник епархии Востока США Ассирийской церкви Востока Тауэр Андриус в свой статье 2022 года «Иконы в Церкви Востока» в разделе «Доказательства существования икон в традиции Церкви Востока» также приводит свидетельства в пользу почитания священных изображений[1].

Вербное воскресенье на несторианских фресках в Китае, VII—VIII вв.
Вербное воскресенье на несторианских фресках в Китае, VII—VIII вв.

В работах Теуле и Андриуса утверждается, что до XIV века священные изображения присутствовали в Церкви Востока, а затем из-за изоляции, упадка и различий христианской и исламской практик поклонения иконопочитание фактически исчезло. Теуле пишет:

«После [XIV века] наступает долгий период молчания, пока в XIX веке некоторые восточные сирийцы вновь не высказались по вопросу о почитании икон, но на этот раз только с осуждением... Нелегко дать удовлетворительное объяснение этому долгому периоду молчания... Скорее всего, важными факторами были условия крайней бедности, изоляции, отсутствие школ, удалённость от великих центров образования, а после XVI века – тяжёлое положение в целом, под османским господством»[3].

В отличие от икон, изображение Креста всегда присутствовало в храмах восточных сирийцев. В современных храмах Ассирийской церкви Востока на ступенях, ведущих в алтарь, размещается специальный каменный престол, называемый «Шкинта» (Шехина): на нём полагаются Крест и Евангелие. В ассирийских храмах нет икон и распятий; основным символом, используемым повсеместно, является простой четырёхконечный крест[4]. При этом как утверждает Православная энциклопедия «изображение Распятия Христа запрещено и считается кощунством»[5]. Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге об Исааке Сирине касается данного вопроса:

«Изображения распятого Христа, столь популярные в Византии и на латинском Западе, не были, насколько известно, распространены в сирийской традиции. Не случайно Исаак подчёркивал <…>, что всякий раз, когда христиане поднимают глаза и смотрят на Крест, они как бы созерцают лик Христа…»[6].

Косвенным подтверждением того, что в ранней традиции Церкви Востока отсутствовало иконоборчество, можно считать апологию поклонения Креста св. Исаака Сирина. По мнению Исаака Сирина поклонение Кресту не является идолопоклонством, так как в Кресте присутствует Христос, и потому поклонение воздаётся Ему, а не материальному предмету.

Кристоф Баумер считает доминирование ислама на Ближнем Востоке главной причиной отказа восточных сирийцев от священных изображений[7]. С данным выводом согласен и священник Константин Рева, автор статьи о богослужении Ассирийской церкви Востока:

«В богослужебном обиходе ассирийского обряда священные изображения, кроме Креста, не употребляются. По всей видимости, это связано с тем, что существенную часть своей истории Ассирийская Церковь существовала в исламских государствах, где любые религиозные изображения были под запретом»[8].

Сайт Ассирийской церкви Востока в России утверждает, что «в Церкви Востока нет иконопочитания, почитается только изображение Креста», однако говорится и то «что в Церкви Востока нет и иконоборчества (то есть, что она не выступает за уничтожение икон)»[9]. Однако даже в современной АЦВ священные изображения не отвергаются. Так, на Викимедиа имеются фотографии убранства современных храмов АЦВ в иранской Урмии, в которых присутствуют изображения Христа и Девы Марии.

Интерьер современного храма АЦВ Мар Фомы в Урмии (Иран). Справа можно видеть изображение Спасителя
Интерьер современного храма АЦВ Мар Фомы в Урмии (Иран). Справа можно видеть изображение Спасителя
Ещё один современный храм АЦВ в Урмии (Иран). В нём присутствуют изображения Иисуса Христа и Девы Марии.
Ещё один современный храм АЦВ в Урмии (Иран). В нём присутствуют изображения Иисуса Христа и Девы Марии.

Американский священник АЦВ Тауэр Андриус подытоживает свою статью современным положением священных изображений в практике своей церкви:

«В итоге, моё личное мнение по поводу использования икон таково: в настоящее время не принято допускать иконы в храм во время литургии, хотя в соответствии с книгой Литургии и разъяснениями Отцов Церкви Востока они действительно находились в алтаре. Но мы всё же можем использовать хотя бы изображения святых в залах, аудиториях, кабинетах, на окнах церквей или в церковных дворах в знак почитания и благоговения со стороны верующих, так как это создаёт духовную атмосферу в церкви, которая помогает верующим испытывать большее благоговение, трепет и скромность в доме Божьем»[1].

Источники

1 – Tower Andrious. Icons in the Church of the East. Assyrianchurch.org.

2 - Ken Parry. «Images in the Church of the East: The Evidence from Central Asia and China». Bulletin of the John Rylands Library. 1996. 78 (3): pp. 143–162.

3 – Herman Teule, «The Veneration of Images in the East Syriac Tradition» в Die Welt der Götterbilder, pp. 324–346.

4 – Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. — 7-е издание. — М.: Познание, 2017. — С. 255.

5 – А. А. Ткаченко. Восточно-сирийский обряд // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX: — С. 475—484.

6 – Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. — 7-е издание. — М.: Познание, 2017. — С. 257.

7 – Christoph Baumer. The Church of the East: An Illustrated History of Assyrian Christianity. 2006. London-New York: Tauris, p. 168.

8 – Рева К. А. Богослужение Ассирийской церкви Востока: история и современность // Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока. — Сергиев Посад, 2019. — С. 114.

9 – Н. Н. Селезнев. Церковь Востока в Вопросах и Ответах. Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока.