Русские миссионеры построили скинию собрания в Мозамбике
В многолюдной, но бедной церкви столицы Мозамбика Мапуту шло обычное воскресное служение. Африканцы сбились в небольшие кучки — отдельно юноши, девушки и семейные пары. Зазвучали церковные гимны. Пританцовывая на ходу, прихожане двигались по проходу между рядами к сцене, у которой стояли два стула. На эти стулья они с размахом хлопали свои купюры так, как пожилые любители домино стучат костяшками по столу в острые моменты игры. «Это же похоже на то, как жертвователи во времена Моисея благодарно потрясали своими дарами перед Господом», — подумал пастор барнаульской евангельской церкви «Новая жизнь» Сергей Потапов, ставший свидетелем этого священнодействия.
В поездку в Мозамбик пастор Сергей Потапов и Анатолий Киселёв отправились по приглашению епископа Ассамблей Божьих Скотта Холмса. Американский миссионер в 90-х годах жил в Барнауле, сейчас его миссия связана с Африкой. Ранее миссионеры под руководством Скотта Холмса бурили скважины в Уганде и Кении, чтобы решить проблему чистой воды. Сейчас же команды, которые отправляются на африканский континент, строят для поместных евангельских церквей скинии богослужений. Это легковозводимые здания на столбах и с крышей. Одно из таких зданий и строили русские миссионеры вместе с командой Ассамблей Божьих.
Миссионеров собрали в соседней ЮАР, в Йоханнесбурге, уже оттуда на машине привезли в столицу Мозамбика.
Коренные жители Юго-Восточного побережья Африки — племена бушменов. В средние века эти территории осваивали арабы, а с 16 века на побережье возводили форты португальцы. Эти форты стали опорным пунктом торговли с Индией. Республика Мозамбик получила независимость в 1975 году после вооружённой борьбы аборигенов против колонистов при поддержке Советского Союза. Сейчас в Мозамбик приезжает много китайцев, они строят торговые центры и гостиницы.
Столичный город Мапуту назван по имени реки, в нём проживает около двух миллионов жителей, если учитывать нелегалов в трущобах. Нелегалы вносят свою лепту в криминальную обстановку.
«Нам не разрешали в одиночку куда-то уходить, особенно вечером, — рассказывает Сергей Потапов. — Мы жили в гостинице и перемещались только вместе с командой». Церковь, для которой строили скинию миссионеры, расположена в бедном районе на окраине города. Она считается большой — 500 прихожан, — но не может себе позволить построить капитальное здание.
Сергей Потапов заметил, что в Мозамбике есть богатые и бедные церкви. Богатые церкви расположены в зданиях со стенами, сценой и звукоусиливающей аппаратурой. На полу в таких зданиях обычно кладут плитку. В небогатых церквях стулья стоят на песке, там нет боковых стен, а в крышах зияют дыры. Тёплая погода позволяет обходиться без стен, но крыша нужна, чтобы защищать от палящего солнца и весенних проливных дождей.
«Работали как муравьи»
Скинию построили за два дня, по словам Сергея Потапова, «работали как муравьи». В первый день нарезали нужного размера металлические балки, сварили их в треугольные фермы для кровли. Бетонный фундамент для опор уже был подготовлен до приезда строителей. Во второй день смонтировали каркас и постелили кровлю.
«Как только крыша готова, они начинают проводить богослужения», — говорит пастор. Для него такой труд непривычный, а опыт подзабыт. В университетские годы Сергей Потапов работал в студотряде на стройке коровников.
«При пасторской работе мы строим духовное здание и с людьми работаем больше, чем руками. А здесь был интенсив… Два дня с утра до вечера только руками и работали», — вспоминает пастор.
На строительстве скинии Сергей и Анатолий подружились с членом команды Скотта Холмса Алексом. Алекс состоял в банде и был осуждён за превышение пределов необходимой самообороны. Приговор он выслушал двадцатилетним парнем, полностью отсидел 26 лет, и только три года назад вышел на свободу. В тюрьме Алекс пытался покончить с собой, но в последний момент сквозь прутья камеры-обезьянника увидел сотрудника колонии, который шёл мимо с Библией в руках. Надзиратель собирался выбросить её как ненужную книгу. Алекс попросил Библию. Священное Писание привело осуждённого к искреннему покаянию и глубокой вере. Это помогло ему победить суицидальные мысли, и перенести тяжёлое жизненное испытание: в течение короткого времени он получил известие о смерти родителей, а также дедушки и бабушки.
Во время тюремного заключения Алекс получил степень бакалавра и магистра по трём богословским дисциплинам, а также защитил степень доктора в области криминалистики в светском университете. В американских тюрьмах у осуждённых есть такая возможность. Поддержкой для Алекса последние семь лет тюрьмы стала его бывшая одноклассница, она написала ему письмо после того, как он потерял родных. После освобождения Алекса пара поженилась.
Дружба между членами команды возникла на фоне общего служения — тюремного. Анатолий и Сергей посещали осуждённых в алтайских колониях. Сергей Потапов занимается тюремным служением с 1996 года, до сих пор ходит в библиотеку колонии по четвергам, беседует с осуждёнными о вере в Бога и читает Библию. Алекс загорелся желанием приехать в барнаульские колонии, чтобы рассказать историю духовного спасения члена банды.
«Мозамбикский рынок меня встряхнул»
Кроме стройки, миссионеры смогли потрудиться и духовно. В пятницу и воскресенье команда проповедовала в поместных церквях. Сергей Потапов заметил особенности местных собраний: служители обязательно надевают белую рубашку, костюм, повязывают галстук, чтобы подчеркнуть отношение к священному месту Божьего присутствия. Так же одеваются и водители общественного транспорта, потому что дорожат своей работой.
Для Сергея Потапова не было языкового барьера, он учитель английского языка, проповедовал на английском, а местный служитель переводил на португальский. Проблема возникла у Анатолия Киселёва. Его пригласили в молодёжную церковь в студенческий городок светского университета, а переводчика с русского найти не смогли, пока не вспомнили про прихожанку, которая недавно вернулась из Ростова, где училась на инженера. Она и перевела на португальский свидетельство русского миссионера.
Анатолий Киселёев четыре года трудится миссионером в Монголии. Он приехал в родной город Рубцовск на Алтае в отпуск, но вместо отдыха миссионеру снова пришлось собираться в дорогу. Побывать с миссией в Африке было давней мечтой Анатолия.
Духовный труд миссионеры совершали и на местном вещевом рынке. Вслед за одной продавщицей одежды, с просьбой помолиться к команде миссионеров выстроилась очередь. Это было похоже на молитвенную точку, к которой всё подходили и подходили люди.
В начале у пастора Сергея Потапова были сомнения, стоит ли проповедовать на рынке, и будет ли эффект от такого молитвенного рейда.
«Опыт подсказывает, — говорит пастор, — что в месте торговли людям не до высоких материй. Они думают не о душе, а о кармане — выгоднее купить или продать».
Но африканцы были открыты для молитв, потому что, по замечанию пастора, в традиционной культуре африканцев есть открытость духовному миру из-за оккультных практик.
«Но они понимали, что мы будем молиться Иисусу, а не их богам», — заключает Сергей Потапов.
В 90-х годах барнаульские евангелисты проповедовали и молились на городских рынках. На центральном рынке города проповедники собирали толпы людей, и даже в дождь, под зонтами, они слушали проповедь и повторяли молитву покаяния. «Было видно, что они склоняют головы в молитве», — говорит пастор. Со временем такая практика сошла на нет.
«И вот этот рынок мозамбикский меня немножечко встряхнул, — говорит пастор. — Мы не должны бояться пойти с благовестием туда, где, как нам кажется, для этого нет подходящей аудитории, но если Дух Святой туда поведёт, то Он там приготовит сердца».
Этими мыслями, как и впечатлениями о миссии, Сергей Потапов уже поделился со своей церковью в Барнауле. Это был не просто рассказ о туристической поездке, но полноценная проповедь, в которой пастор поделился духовными принципами, которые он открыл за время миссии. За проповедь, как говорит пастор, его поблагодарили, а результаты он ещё ожидает увидеть.