Я стала мамой на пятом курсе.
Ушла в академический отпуск, чтобы не делать диплом наскоро. Я была не слишком осознанной, но доверяла жизни, ценила научный подход и старалась делать всё по правилам. Читала литературу о родительстве, верила, что тема диплома с новым этапом придёт сама.
И тема пришла. Кого ещё рисовать, когда ребёнок уснул? Его родимого. Так я выбрала направление всего своего творчества.
Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
На это воспоминание меня натолкнули новости — говорят, что нужно стимулировать рождаемость у студентов.
И я напишу, что я думаю об этом, ведь я родила, учась в вузе, того как это стало мейнстримом. Итак, что пишут в новостях:
«Пусть студентки рожают, а им дадут работу и тем самым возможность обеспечивать своих ранних детей.»
Новости будто хорошие. Движения в сторону стимулирования рождаемости мне как маме шестерых нравятся, но есть вопросы к форме поддержки.
23 года назад я, будучи студенткой, вышла замуж и родила сына. Вспоминаю те времена и думаю: когда бы я ещё и работала?
Сейчас опишу, как ситуация с рождением ребёнка у студентки выглядит в реальности, а не из кабинета чиновника.
Рисунок и живопись
Отсидев год академа перед последним полугодием обучения, я с напряжением глядела в расписание занятий. На руках годовалый малыш, которого некому поручить, а в институте лекции по двум предметам, постановки по рисунку и живописи и дипломная работа. Муж работает, я на хозяйстве.
И дай Бог здоровья нашему куратору, которая решила, что академические рисунок и живопись штудировать уже ни к чему и обязала нас выполнить ещё несколько подготовительных работ по теме диплома. Я выбрала детский портрет и рисовала в дневные сны натурщика. Вместо академической постановки сделала копию работы Петрова-Водкина, где была изображена женщина, кормящая ребёнка в поле, и массу зарисовок с натуры — со спящего Серафима.
Лекции
С лекциями было веселее. На дисциплину «Психология семейных отношений» я пришла с малышом в одной руке и складной коляской во второй. На зачёт договорились сразу! По предмету «Право» я каким-то чудом посетила пару лекций (возможно, они были по субботам) и написала реферат. Преподавательница, увидев наброски со спящим сыном между страниц черновика к письменной работе, отнеслась ко мне лояльно.
Дипломный проект
Диплом (графический лист плюс четыре небольших натюрморта) рисовала урывками. Дипломный руководитель часто приходил ко мне домой, а однажды даже принёс мой заказ из столярной мастерской. Часть дипломной записки, где описывалась история вопроса, мне подарила однокурсница, окончившая университет на год раньше. Творческую половину я писала стоя, держа пачку бумаги на небольшом холодильнике. Иначе сын таскал у меня канцелярию.
Диплом я защитила на отлично. Но это был такой сложный жизненный пазл, и составлялся он не только моими усилиями. Сколько там было труда и доброты окружающих меня людей!..
Вопрос: помогла бы мне в тот момент работа? Были для неё время и силы?
Сомневаюсь.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.