Когда ребенок уже считает и складывает, нужно понять, куда идти дальше. Путей много, и выбор должен зависеть от особенностей ребенка. Уровень ребенка на этот момент, когда я задумалась о дальнейшем пути, был следующий:
- может пересчитать предметы до 10
- по отдельности может четко назвать любое число от 1 до 5, далее путается
- знает и понимает число 1 и 2
Я не сразу пришла к этому пониманию, но оно важное. Ребенок знает и понимает число, если он безошибочно может его легко назвать, написать, показать на пальцах ( если нет двигательных нарушений) и понимает суть, что два, допустим, -это один и один. То есть вот всё-всё про эти числа понимает.
Средний уровень знаний - когда всё вышеизложенное, но без понимания состава числа.
Ну а первый уровень знания в целом призрачный..Ну может ребенок до 10 досчитать, а толку то..
То есть задача обучения не в том, чтобы ребенок мог досчитать до миллиона, а в том, чтобы переводить числа на уровень глубокого понимания.
Направления развития.
1. Введение вычитания. На тех же бочонках, как из второй части. Берем одинаковые предметы. Говорим "Сколько было?". Ребенок считает, записывает. "Убрали, забрали, улетели, съели и прочее" -беру несколько и ставлю перед ребенком. Считаем. Потом спрашиваю "плюс или минус". Минус, потому что стало меньше. Обвожу рукой оставшиеся предметы. При плюсе делаю так же, только "стало больше". Мне кажется, ребенку надо вдолбить, что плюс, когда стало больше, а минус, когда меньше. Можно натренировать на приставки ПРИ и У, но не всегда в задачах слова с этими приставками. Ну и потом считаем, сколько осталось. Всё это дублируем на пальцах и записываем в виде примера.
2. "Сколько? Скажи сразу". Выкладываю бочонки до 5 ( начинала с двух) в рамках решения примеров и прошу не считать, а сказать сразу, сколько. Вначале пальцы накладывали, потом без них. Мы ведь не считаем предметы, если их мало, а сразу знаем, сколько их. Второй этап в рамках сложения, когда, например, к двум прибавляем три, прошу сразу сказать, что было 2, а общее число считаем от двух. То есть два, три, четыре, пять . Всего 5.
3. Закрепление конкретных названий чисел. Ребенок может легко назвать по отдельности 5, 4, 2, 1, допустим. А три никак не может вспомнить, или через раз. Тогда мы это учим отдельно от занятий. Всем домашним раздается эта цифра. Когда ребенок подходит с просьбой, домашние показывают цифру, называют (важно именно взрослому назвать вначале), ребенок повторяет.
4. По логике нужно вводить числовые домики. Пыталась, не пошло пока. Это как-то связано с пониманием числа, не тянет пока. Стали заниматься прямым и обратным счетом, но не просто так, а прибавляя и отнимая один. Это пошло. Когда время мало делаем на пальцах, когда много -пишем. Ребенок учится загибать и разгибать нужный палец.
5. Учимся понимать задачу на слух. Я говорю: У Маши было 5 яблок. Ребенок записывает 5. Одно ( один) она съела. Какой знак? плюс или минус. Тут думаем, стало больше или меньше. Далее пишем минус 1. Сколько осталось? Считаем на пальцах. Задачки должны быть именно самые понятные и простые. Вначале на плюс и минус 1.
Это всё как бы просто и элементарно для нас, но для ребенка это "высшая математика". Мы методично простраиваем каждую операцию.
В целом хочу сказать, что важны именно систематические ежедневные занятия. В садике у нас математика раз в неделю, за 2 месяца только раз дали задание на счёт до пяти. Не работает такой подход на моем ребенке. В математику вкладывается много всего. Я намеренно пролистала учебник для первого класса, плюс у меня дома целая полка тетрадок и пособий по обучению математике дошкольников. И главный минус в них - краткое освещение тем и перескок с одной другую. То есть мы посчитали немного, в другой раз поучили фигуры, в третий сортировку, в четвертый противоположности...Это разные темы, и вкладывать их в голову нужно отдельно ( я не говорю сейчас про норму). Представьте, что школьнику старших классов один урок объясняют тригонометрию, второй логарифмы, третий многочлены и т.д. Почему-то в старшей школе не так.. А для малыша счёт и операции с числами самая трудная и важная, на мой взгляд. И тут скачки с темы на темы не лучшее решение.
Хочу отдельно написать про пальцы. Большинство речевиков ( дети с нарушениями речи) имеют еще и двигательные проблемы. Они вроде бы незаметны, но они есть. Моя не может прыгать на полу, не катается на самокате. И пальцы у нас тоже не гнулись вообще. И если б мне 1.5 года назад кто-то рассказал, что мы сегодня будем спокойно считать на пальцах, я не поверила бы. Мы просто делали это каждый день, я показываю на своей руке, она пытается повторить, я где-то пальчик прижму, где-то разогну, где-то придержу...И вот так по-тихоньку.. Причем почему-то ведущая здесь левая рука, хотя ребенок очевидный правша. Не отчаивайтесь, изо дня в день по-тихоньку работаем..и потом будет результат. И результат этот случается вдруг через месяцы работы, и дальше навык идет намного легче.