В своей книге воспоминаний наш известный кинокритик Даль Константинович Орлов (1935-2021) пишет и о театре, и о кино. Мне больше понравился раздел о кино, где автор живо воскрешает многие черты того периода отечественного кинематографа, когда он был «государственным», а также и того, когда он перестал быть таковым. Он пишет о таких наших кинодеятелях, как Андрей Тарковский, Никита Михалков, Ролан Быков, Элем Климов, многие другие, в том числе и представители зарубежного кинематографа, например, Луис Бунюэль.
Что сразу бросилось в глаза.
Очень нелицеприятно говорит Орлов о Тарковском, как о его творчестве, так и о его человеческих качествах. Надо сказать, что у меня лично после прочтения этих глав просто камень с души упал. Дело в том, что творчество Тарковского я никогда не понимала и всегда думала, что я не доросла до него. Оказывается, не только я не понимаю его язык, но и многие профессионалы от кино, а иногда и сам Андрей Тарковский не понимал, что делал (это о «Зеркале»).
«Люди с премьеры расходились сумрачные, в глаза друг другу старались не смотреть. Они наперёд знали, что идут на «гениальное». Теперь скажешь «не понял» - получишься дураком, скажешь «понял» - запутаешься»
(а это о «Сталкере»). Хотя фильм "Сталкер" я смотрела с удовольствием, но, наверное, правильно будет сказать, что многого из замысла Тарковского я не поняла и эстетика его тоже в большой своей части прошла мимо меня.
И тем не менее, именно при советском строе Тарковский создал свои фильмы, именно советское государство давало ему столько денег на его проекты, сколько никогда бы не дал ни один западный продюссер.
Совсем по-другому написана глава о Никите Михалкове. Автор очень высоко оценивает этого режиссёра, артиста, кинодеятеля и представителя знаменитой фамилии. Особенно высоко оценен вклад Михалкова в деятельность Союза кинематографистов. Порой добрые слова в адрес Михалкова просто зашкаливают:
«Уходя корнями в историческую Русь, этот семейный клан выдвинул на плацдарм отечественной культуры безусловные авторитеты. Теперь он продолжается множиться дальше, дети оказываются хорошо воспитанными, образованными, дельными, нравственно чистоплотными. Младшие не предают старших, старшие с юморком и по-доброму опекают младших. Эта нормальная русская большая семья, с её нравственным благополучием и талантливой трудовой успешностью, с общим, так сказать, своим здоровьем, в наше не очень здоровое… время, оказывается зачастую атакуема завистью и недоброжелательством, что прискорбно».
Кстати, несколько лет назад мне довелось побывать в Большом театре на юбилее Михалкова, об этом как-нибудь соберусь, подниму старые фотографии, найду программку, расскажу.
Немало горьких слов сказал Даль Орлов о состоянии нынешнего кинематографа.
«Вот только названия некоторых российских лент того периода (90-е годы). Привожу их по хроникально достоверно книге Фёдора Раззакова «Гибель советского кино»: «Дрянь», «Фуфло», «Нелюдь», «Бля», «Бес», «Сатана», «Нечистая сила», «Шкура», «Живодёр», «Палач», «Псы», «Бомж», «Саранча», «Месть», «Поджигатели», «Распад», «Кома», «Шок», «Катафалк», «Метастазы», «Автопортрет в гробу» и т.д.».
Что правда, то правда. 90-е годы "славились" чернушностью на экранах, да и в литературе тоже.
Книга Даля Орлова интересная и ностальгична, прочитать её будет интересно всем, кто любит наше отечественное кино.