Найти тему
Логопед Анна Полякова

Как зрительный ориентир понимание речи у детей тормозит.

Понимание- что это такое? Если говорить простым языком понимание- это основа коммуникации. Без понимания ее крайне сложно построить и сформировать. Периодически слышу от родителей, что ребенок понимает частично, и взаимодействует с ними через раз. Давайте разберемся, почему это происходит, и как проанализировать способности ребенка к развитию, понять, когда пора бить тревогу, а когда еще нет.

источник freepik.com, фото из открытых источников
источник freepik.com, фото из открытых источников

Здоровый маленький малыш имеет полное право что-то не понимать. В возрасте до 2х лет он активно накапливает словарь и изучает восприятие слов и их значение в контексте. В этот период детям физиологически свойственна эхолалия (повторение услышанного) или логорея (ответ невпопад). После 2х лет картина выравнивается. В речь малыша входят вопросительные конструкции. Если он что-то недопонимает, он просто спросит у мамы или у папы о значении сложного слова, или понятия. У детей с нарушениями восприятия все обстоит совсем не так.

Каждое слово имеет образное значение, слышимое значение, эквивалент в виде читаемого слова, а, так же, прочие сенсорные характеристики. К примеру, в слове «хвоя», некоторым удается вспомнить запах, другие ощутят колкие иголочки и их прикосновение к коже.

Давайте проанализируем на что мы опираемся когда говорим? В первую очередь здоровый взрослый человек при разговоре опирается на слух. Он получает слышимую информацию, анализирует ее и использует для ответа. Теперь представьте ситуацию, что Вы что-то забыли. Название слова или явления, как Ваш мозг начнет искать это понятие в глубинах памяти? Он будет поднимать все аспекты. Я вспомнила, что оставила ключи на кухне по запаху, который ощущала утром. Или я вспомнил, где оставил куртку, потому что вспомнил и ощутил тепло от нее, мне было жарко.

Теперь представьте, что слышимая речь запоминается у Вас с большим трудом и Вы всегда ищите вот эти строение ориентиры для понимания. Ребенок с нарушением слухового восприятия пытается найти картинку для зрительной поддержки вопроса. Достаточно часто явления, когда по картинкам, со зрительным образом такие дети работают хорошо, но стоит отнять его, как идиллия рассыпается. Ребенок перестает понимать то, что ему говорят, реагировать, теряется. Без картинок и зрительной ориентации, с поддержкой на один только слух так же сложно запустить таких детей. На раннем этапе зрительный образ необходим, но он должен быть минимальным и постепенно сводиться к нулю.

Какую альтернативу предлагают таким детям? Читаемую речь, ответы через написанные слова. Чем хороша такая поддержка? На ранних этапах чтение помогает дифференцировать речь, помочь мозгу научиться слышать и произносить звуки, объединять их в слова. Позднее через чтение слов удобно выстраивать фразы. Мне очень нравится игры на собери из звуков слово, из слов предложение, а из предложений связный текст. Так ребенок учится строить и распознавать связную мысль, ощущать значение словесной информации. Все вроде хорошо, и правильно с точки зрения анализа, но есть в практической работе с данным моментом подводные камни.

Когда малышу с нарушением слухового восприятия даешь написанный текст, первое что он делает читает его. Часто прочтение происходит в формате эхолалии. Срабатывает принцип "я вижу, я произношу, я читаю, я слышу". Ребенок повторил цепочку речи придя все к тому же "слышу". Цепочка была сложной, пока он воспроизвел ее он уже устал, а понимание все так же застревает на том же уровне. Подобное чтение хорошо, для внедрения первых фраз, для расширения словаря активной речи, ее воспроизведения. Для понимания контекста она становится сложной.

Первый текст малыш все-таки должен воспринимать на слух от стороннего оппонента. Первые простые предложения и действия, вопросы, должны быть слышимые. Сначала дается одно слово -определение. Затем к нему прибавляют частицу это или то. Постепенно расширяя словарный запас, мы приходим к мысли, что картинки необходимы, но сама картинка не должна содержать ответа на вопрос. Ее задача становится триггером восприятия. При коррекции сложной патологии речи, понимания и мышления крайне важно понятие выбора. Картинка, лежащая перед ребенком, должна быть не одна, иначе обработки информации не произойдет.

Положите перед ребенком картинку с кошкой и собакой. Задайте вопрос "Кто ест рыбу?" В вопросе нет ни единого намека на картинку. Объясню проще. В вопросе «кто ест рыбу?» звучит вопросительное «кто», глагол «ест» и «рыба», а на картинках у нас никто ничего не ест и рыбы никакой нет. Сориентироваться просто на слова из сказанного никак нельзя. Данный вопрос — это заброс на внутреннюю речь ребенка, через слышимое восприятие. Ребенок же видит варианты, вспоминает изученное и дает ответ. Так он учится воспринимать слышимую речь и обрабатывать ее.

То, что я описала выше является не прямыми методиками работы классической детской дефектологии. Данные методики взяты из работ по афазии для взрослых. У детей другой вид нарушения дисфазия, именно в рамках нее описаны такие нарушения, как логорея и эхолалия те, что остаются с ребенком старше двух лет. В рамках данных заболеваний описаны и нарушение слухового восприятия, слухоречевой памяти. Данные методики разработаны для больных с разного рода нарушением восприятия. Увы, но для детей они не адаптированы. Детская дефектология взяла лишь несколько приемов из данных работ. Например, пересказ по картинкам. Прием хороший, но ориентирован снова на зрительный образ.

Методика по работе с афазией сложная, в основе ее постоянный запрос на внутреннюю речь, вытягивание и восстановление утраченной функции. Выстраивание взаимосвязанности мышления. У детей вытягивать часто нечего, для начала мышление им нужно наполнить. И наполнить не только исходя из зрительного ориентира, а создав полный, комплексный шаблон каждого слова, делая основной упор именно на слышимую речь и ее анализ.

А Вы замечали, что Ваш ребенок ориентируется на зрение, как уходили от данной поддержки и удалось ли это полностью?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.