Сложности левого агитпропа. Группа вторая – внешние.
(Условия и факторы, оказывающие влияние на ведение пропагандисткой работы)
Часто, в качестве аргумента против того, что излагается в данной статье, ссылаются на исторический опыт революции 1917 года. Мол, вон большевики - и партия была не очень-то известная и многочисленная, и никаких вам ютуба и соцсетей не было, а глядишь ты - победили.
Но ведь историческая ситуация сильно отличается от того, что было тогда и что есть сейчас. Помимо мировой войны, которая безусловно способствовала возникновению и распространению революционных настроений, были многие другие факторы.
До 1917 года была почти сотня лет борьбы, начиная с декабристов. А что касается распространения идей социализма так вообще надо заглядывать в 18 век.
Большевики (и другие революционные партии начала 20 века) не на пустом месте возникли. До них были другие организации, известные и неизвестные, которые послужили питательной средой, почвой из которой взращивалась и выковываться как организация, так и теория. Помимо большевиков народная масса активно «подогревались» другими партиями социалистического толка и анархистами. Всё это работало на общую цель. До революции они делали одно общее дело. Часто сотрудничая как на низовом уровне, так и на уроне руководства партий.
То есть к 1917 году масса людей имела представление и о партиях, и об идеях.
Так что те, кто говорит, что как только «грянет буря» массы стройными рядами пойдут за красным флагом - сильно заблуждаются. Организационный опыт, опыт сопротивления утерян, его приходится воспроизводить заново.
1. Проблема первая: Массовая грамотность и образование
Известно какое было положение с грамотностью в Российской Империи в начале 20 века. Но ещё хуже было с образованием. Грамотность и образование не одно и тоже. Умение читать и писать не равно умению понимать прочитанное и ясно формулировать свои мысли письменно.
Сейчас ситуация другая. Благодаря наследию СССР всё население России грамотно, имеет средние образование, а значительная его часть получила высшее образование. Не смотря на неуклонно снижающееся качество образования, оно всё же лучше, чем никакое.
И это обстоятельство - всеобщая грамотность и наличие массы образованных людей накладывает на пропаганду определённые требования. Та пропаганда (её формы и методы), которая была применима для неграмотного и необразованного населения вовсе не значит, что она будет работать в современных условиях.
2. Проблема вторая: много источников информации
В дореволюционный период количество источников информации было ограниченным.
Власть использовала следующие инструменты: слухи, церковь, газеты, искусство.
У революционных партий так же было не густо: газеты, листовки, литература, кружки, личные контакты.
Самым технологичным в то время были, конечно, газеты. Но их количество было незначительным, а идеологическую принадлежность можно было достаточно чётко определить.
В настоящее время выросло как количество источников. Появилось радио, телевидение, интернет. Но и количество изданий, канало выросло в тысячи раз. Часто их политическая и идеологическая принадлежность размыта, затуманена, порой представляет собой дикий гибрид. То есть, много шума, в котором неискушенному потребителю разобраться не просто. Современный человек живёт в информационной какофонии. И через неё задача непростая.
3. Проблема третья: высокий уровень, разнообразие методов и способов пропаганды
Тут, думаю, не стоит объяснять. Современная пропаганда явился продуктом созданным на основе разработок разных гуманитарных наук. Используется самая передовая техника. За последние сто с лишним лет отшлифована на практике в ходе конкурентной борьбы масса различных методик. И весь этот арсенал используется достаточно эффективно.
4. Проблема четвёртая: более сложное общество
Теоретики и историки могут закидать меня тапками.
Общество в конце девятнадцатого- начала двадцатого века в Российской Империи было сословным.
Реформы 1861 года постепенно размывали эти границы, но класс имущих и неимущих имел зримые границы, которые проходили по многим сферам: не только уровень достатка, но и образование, одежда, речь и поведение – всё сразу говорило о том, к какому классу, сословию принадлежит человек. Наличие сословий породило такое явление, что фактически в одной стране жило два народа, два мира. Часто связь между ними была ничтожной. Крестьянин лучше понимал крестьянина, чем своего барина.
Для него классовый враг были зримым.
Сейчас нет сословий. Пока. Мобильность населения по вертикали гораздо выше. Общество напоминает многослойный пирог. Количество пролетариата, занятого непосредственно в производственной сфере значительно сократилось. Выросла доля служащих, выросла доля работников сферы услуг. В конце концов масса населения попала в класс мелкой буржуазии.
Всё это накладывает на пропаганду определённые требования.
Далее: Приложение: Анализ пропаганды: виды, формы, механизмы.