Приложение к статье «Сложности левого агитпропа в современной России».
Возможно, нижеизложенное для кого-то не будет новым, а кто-то интуитивно уже это понял. Сам я не специалист. Поэтому всё нижеизложенное является чистой самодеятельностью: результатом прочитанных книг на данную тему и личного опыта.
Сейчас принято говорить, что наше общество «левеет». Это так. Но левеет оно, на мой взгляд, большей частью стихийно, эмоционально и ситуативно. То есть оно не организовано и идейно дезориентировано. Для этого и нужна пропаганда «левых» идей. Именно идей, а не политических деятелей и организаций. Причём пропаганда должна вестись среди как можно наиболее широких слоёв населения. А это накладывает на пропаганду определённые требования.
Считаю, что для создания результативной пропаганды необходимо проводить её анализ. Причём не только той, которую создаём сами, но пропаганды противников.
Но необходимо важное примечание. Пропаганда только тогда работает, когда она имеет под собой материальную базу. Если пропаганда не отвечает реальным процессам, явлениям, представлениям, желанием её объекта, то она будет бить мимом цели.
Анализ пропаганды можно делать по следующим критериям.
По механизму действия.
Пропаганда должна оказывать следующее воздействие:
-привлечение внимания,
-запоминание,
-вовлечение (убеждённость, согласие) — это самое главное и самое сложное.
Вовлечение может быть либо продолжительным во времени (сознательная убеждённость), либо сиюминутным (эмоциональная реакция, когда человек соглашается здесь и сейчас, но затем «остывает»). Стоит отметить, что первые два пункта достигаются относительно легко за счёт внешнего оформления. Но без третьего механизма пропаганда не имеет смысла и даже может быть вредной. В лучшем случае она работает слабо.
По стратегии:
- инициативная: создание своей повестки
- реагирующая: реагирование на чужую повестку
- реагирующая с последующим перехватом инициативы (это надо уметь)
- инициативная с последующим уходом в реагирующую (категорически избегать)
Инициативная предпочтительнее. Но у каждой есть свои плюсы и минусы. У инициативной: плюс - вы задаёте повестку, инициатива в ваших руках, минус - вы открыты для критики, не может знать, как и чем вас атакует противник. У реагирующей: минусы - вы всегда зависите от противника, он диктует вам повестку. Плюсы: обратные минусам инициативной.
По тактике:
-нападение — критика позиции оппонента, указание на недостатки и ошибки,
-оборона — отстаивание позиции, подчеркивание достоинств,
-уклонение (в случае тролинга, оскорбления, неадекватного поведения т.д., или если понимаем, что слабо разбираемся в вопросе: иногда лучше промолчать, чем опозориться),
-смена темы — лучше избегать, так как воспринимается как слабость.
Конечно, в одном материале все тактики могут сочетаться. Но стратегия может быть только одна.
Примеры. Книга «Анти-Дюринг» Энгельса по стратегии - реагирующая, по тактике - нападение. Фильм Егора Иванова «Красный остров. К 70-летию бойни на Чеджу» является по стратегии инициативной, по тактике - нападение.
По форме:
- открытая: явная, когда пропаганда воспринимается, как пропаганда,
- скрытая: неявная, когда нет явного пропагандистского сообщения.
Например, скрытая пропаганда может быть:
1) стратегия инициативная: научно-популярный или художественный фильм, или книга, по истории, экономике, биографии исторической личности, где автор не пропагандирует какую-либо идею, но зритель/читатель сам приходит к однозначным выводам.
2) стратегия реагирующая - разбор фильма или книги, где так же неявным образом зрителя/ читателя подводят к нужному выводу.
По каналам восприятия:
-эмоциональная (апелляция к чувствам, эмоциям),
-рациональная (логика, факты),
-символическая (образы, символы, метафоры, легенды, личный пример или пример из жизни).
Формы подачи пропаганды по каналам восприятия:
-рациональная: наука, философия
-символическая: миф (в самом широком смысле)
-эмоциональная: искусство
Они могут и должны сочетаться в разных формах подачи материала:
-эмоциональная+рациональная: публицистика, журналистика;
-эмоциональная+символическая: изобразительное искусство, скульптура, монументальная архитектура, песни, поэзия;
-рациональная+символическая: литература, научпоп, документалистика;
-эмоциональная+рациональная +символическая: художественный текст, театр, кино.
Поскольку психика людей в массе своей сочетает все три канала, лучше сочетать все три, но как правило, используются два, один из которых основной, второй подкрепляющий. Выбирается в зависимости от целевой аудитории. Например, техническая интеллигенция: рациональная+эмоциональная. Гуманитарная интеллигенция: рациональная+символическая. Творческая интеллигенция: символическая +эмоциональная. Женщины (условные домохозяйки) и подростки: эмоциональная +символическая. И так далее.
Отвечать на пропаганду воздействующую на определённое восприятие, пропагандой, использующей другой канал - бессмысленно. Например, на пропаганду с сильным символическим или эмоциональным содержанием — рациональной. Как правило, люди, ориентированные на определённый канал восприятия, только ещё больше убеждаются в своей «правоте». Оппонент (вернее не оппонент, а человек подвергшийся воздействию пропаганды оппонента) не «услышит» ваших доводов, если вы говорите с ним на разных языках. Необходимо сначала противопоставить пропаганду с аналогичным восприятием, а затем подкрепить её второй или третьей составляющей.
По форме взаимодействия с аудиторией
Следующее, что необходимо учитывать - это форма взаимодействия с аудиторией.
По форме взаимодействия с аудиторией (в жизни всегда сочетаются и пересекаются) пропаганду можно разделить на противостоящие пары:
- очную (живой разговор) /заочную (переписка, блогинг и т.д.),
- индивидуальную/массовую,
- персональную (направленная на конкретного человека)/публичную.
С первой парой вроде всё понятно. Но необходимо пояснить по поводу второй и третьей.
Чем отличается индивидуальная от персональной? Персональная направлена на конкретного человека, которого необходимо переубедить. Здесь целью пропаганды является именно эта конкретная личность. Поэтому здесь учитываются психологические особенности оппонента. Индивидуальная не ставит себе задачи переубедить оппонента, хороший пример - дебаты. Здесь целью не ставится переубеждение своего оппонента, хотя формально диалог идёт с ним. Целью в этом случае является убеждение аудитории (которая присутствует на дебатах) в своей правоте и одновременно в дискредитации позиции противника.
Чем отличается массовая от публичной? И та и та направлена на широкую аудиторию. Но при публичной, очевидно, что вы выступаете на публике и вы знаете или хотя бы имеете преставление о своей аудитории, она имеет «лицо». То есть здесь как и с персональной пропагандой, только она направленная на определённую группу, так же имеющую свои особенности и характеристики. А просто массовая пропаганда - это обезличенное сообщение. Самый наглядный пример - коммерческая реклама через СМИ.
Далее необходимо вычленить группы воздействия пропаганды с точки зрения идеологии.
группы воздействия по отношению к «левым» идеям:
- пропаганда внутренняя - для единомышленников (см. цели и задачи),
- пропаганда внешняя: подгруппы: противники, нейтральные, сочувствующие.
Пропаганда для единомышленников отличается от пропаганды для не единомышленников. Подробнее в пункте о целях и задачах.
Противники делятся:
по структуре:
- вожди, командиры (которых можно разделить на убеждённых, лицемеров-карьеристов)
-«пехота»: рядовые члены (подгруппы: убежденные, заблуждающиеся)
по идеологии:
- рыночники-либералы
- «патриоты» (от умеренных охранителей-государственников, до махровых националистов и монархистов)
- псевдолевые (тепловые ловушки, провокаторы, карьеристы)
- мракобесы, конспирологи
- из принципа против «коммуняк»
Не редко у одного человека в голове может быть винегрет из всех идеологий.
Нейтральные:
- меня всё устраивает (указать иллюзорность этого положения)
- чем-то недоволен (определить проблему и дать решение)
- пофигисты - «моя хата с краю» (это скрытые недовольные)
Сочувствующие: как правило, считают себя приверженцами левых идей, но часто нет четкого понимания и нет желания к активным действиям.
Все они делятся на социальные группы: по полу и возрасту, уровню образования, сфере деятельности, семейному положению и т.д. Поэтому, в зависимости от того, на кукую группу пропаганда направлена надо выстраивать стратегию и тактику, ставить конкретные цели и задачи.
Перспективными группами для первичной пропаганды на мой взгляд являются:
Противники: рядовые члены «заблуждающиеся».
Все нейтральные, но особенно недовольные.
Сочувствующие.
Цели и задачи пропаганды:
Цели разнятся в зависимости того, на какие группы воздействия она направлена:
Цели для внутренней группы: усиление убеждений (образовательная, разъяснительная и просветительская работа)
Цели для внешней группы: привлечение сторонников, увеличение количества единомышленников, переубеждение оппонентов.
Задачи зависят от ситуации, от того, на какую группу направлено воздействие. Подбирается соответствующая лексика, эмоциональный фон, символика, формы.
Лучше всего апеллировать к тому, что имеет непосредственное отношение к повседневной жизни рядового человека. Выборы, коррупция, международная политика, как правило сводится к выходу эмоций и болтовне, либо эти темы прочно застолблены «либеральной» оппозицией.
Очевидно, что необходимо изучить «страхи и надежды» той или иной социальной группы. Это можно попытаться выяснить, доверительно поговорив с представителем той или иной социальной группы.
Выяснить: чего он боится в социальном смысле (безработица, рост цен, платная медицина, невозможность дать детям образование)? Что ждёт от будущего, чего хочет? И там, и там через частное (личные проблемы) выходим на общее (он не один такой). Показываем причины ситуации - по теории. Показываем выход из ситуации, даём решение - по теории.
Поговорить можно на такие «горячие», болезненные темы:
- безработица (сокращения, увольнения, невыплата зарплаты)
- ЖКХ
- кредиты
- рост цен
- медицина и лекарства
- криминал на улице
- деградация образования
Важно понимать, на кого нацелена пропаганда (от этого выбирать её стратегию, тактику и содержание).
Важно определять какого результата хотим достичь.
Важно заранее предвидеть реакцию оппонента. И либо упредить её в самом материале, либо заготовить заранее ответные ходы.
Предвижу вопросы о том, где же здесь классовый подход? Его конечно необходимо учитывать и использовать при работе, но пропаганда работает с сознанием людей. Очевидной целью пропаганды является пробуждение классового сознания. Целью, но не содержанием и методом. Пролетарий может быть убеждён в правильности капитализма, а представитель буржуазии иметь социалистические взгляды. Кроме того, нельзя не учитывать того обстоятельства, что функционирование экономики таково, что вчерашний буржуа, сегодня становится пролетарием и наоборот. И если, когда он был буржуа, он «не воспринимал» «левую» пропаганду, то став пролетарием, всё то что он ранее отвергал (но запомнил!) - в нём начнёт работать.