Найти в Дзене
Александр Матусевич

ПРИНОШЕНИЕ ЧЕТЫРЕМ ЮБИЛЯРАМ

Владимир Байков спел в Доме-музее Ф. И. Шаляпина признанные шедевры русской романсовой литературы

Фотография из личного архива В. Байкова
Фотография из личного архива В. Байкова

Концертная программа под названием «Памятью сердца» включала романсы двух величайших русских классиков – Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова: наступающий 2024 год будет юбилейным для обоих – первому исполняется 220, второму – 180. Почти половина из прозвучавших произведений написана на стихи великого Пушкина – ему в следующем году 225. Наконец, треть из них входила в репертуар хозяина дома, в котором прошел концерт – басу номер один Всея Руси 150 лет исполнилось в нынешнем, уже уходящем 2023 году.

Столь обширная череда юбилейных поводов на самом деле для такого концерта – скорее дань традиции, которая есть в России испокон веку – приурочивать культурные события к чему бы то ни было: Владимир Байков исполняет камерную музыку регулярно и много, безотносительно юбилейных торжеств. Он – один из немногих на нашей сцене оперных исполнителей, сделавших заметную карьеру в российских и европейских театрах, кто уделяет пристальное и постоянное внимание камерному репертуару, обращается к нему не по случаю, не по остаточному принципу, не иногда, а рассматривает как вторую важнейшую линию своего творчества (наряду с оперной), а, может быть, даже и первую.

В интервью автору этих строк сам певец говорил об этом так: «Для меня камерное исполнительство – самое интересное, что может быть. Смысл творчества, смысл жизни. Бесконечное познание. Тем более огромная часть прекрасных русских классических романсов и песен абсолютно неизвестна… Только в России может быть востребована музыка, являющаяся для меня наиболее привлекательной: это бездонные романсовые миры Свиридова, Рахманинова, Танеева, Чайковского, Глинки, Даргомыжского и “кучкистов”».

Такое трепетное отношение и истовое служение не проходят даром: помноженные на талант певца, они дают свои плоды – камерные концерты Байкова всегда праздник, это всегда интересно. Многие романсы в его исполнении звучат эталонно – несмотря на то, что это (как в данном случае) – репертуар самого Шаляпина и звучит он в доме Шаляпина: выверенно по эмоциям, динамике, фразировке, с абсолютным пониманием архитектоники целого, умением нарисовать за считанные секунды звучания миниатюры захватывающую историю или создать необходимое настроение. Другие – свежо и оригинально, даже неожиданно: но не вычурно, не претенциозно, не с желанием эпатировать и свалить наповал – но с глубоким личностным отношением, с авторским пониманием пропеваемого-проживаемого.

В этих условиях совершенно не хочется анализировать исполнительскую «кухню», хотя тут есть, о чем говорить и чему поучиться у Байкова – например, безупречности дикции и вниманию к слову, или проникновенным пиано и доверительному пению на мецца-воче, или умению укрощать большой оперный бас-баритон и делать его соразмерным и задачам жанра, и условиям небольшого Белого зала, где когда-то многократно певал сам Шаляпин. Не хочется искать «блох» (которых при желании всегда можно найти) и задаваться, например, вопросом, зачем столько страсти в элегически-созерцательной «Венецианской ночи»? Не хочется, потому  что от концерта есть общее целостное впечатление – как от незаурядного культурного события: публике посчастливилось встретиться с искусством высокой пробы, с исполнителем, который точно знает, что и зачем он поет, и обладает мастерством донести до слушателя это свое понимание убедительно и интересно.

Владимир Байков оригинально выстроил драматургию вечера: он постоянно тасовал двух русских классиков, отринув хронологический принцип, сравнивая и даже иногда противопоставляя и схожие и разные по настроению романсы великих мастеров. Единственным явным структурообразующим моментом вечера было отведение под музыкальную пушкиниану второй части концерта, в то время как в первой половине звучали миниатюры на слова Кукольника, Майкова, Алексея Толстого и др. «Попсово»-хитовые «Сомнение» и «Как сладко с тобою мне быть» и беспощадно грозные «Анчар» и «Пророк», игривый «Рыцарский романс» и виртуозная «Попутная песня» - калейдоскоп настроений, характеров, образов, чуть хаотично-эклектичный на первый взгляд, чудесным образом сложился ближе к финалу в целостную картину, в которой явственно читалась основная мысль вечера: Байков интересен в самых разных романсах, а потому эта богатая палитра самой разной романсовой литературы уместна, она дает если не исчерпывающее, то весьма представительное впечатление об искусстве интерпретатора.

В камерном репертуаре существенное значение имеет союз вокалиста и пианиста – без преувеличения можно сказать, что это сотворчество двух музыкантов, в котором присутствует их абсолютная взаимозависимость: без точного ощущения и понимания друг друга высокого качества тут не достичь. Поэтому наверно справедливо будет сказать, что концертмейстерское искусство Марины Белашук сыграло не последнюю роль в успехе вечера. Деликатность и умение уйти в тень в одних случаях, оркестровая фактурная мощь – в других, чуткое реагирование на вокальную агогику, технический блеск вступлений, проигрышей и финалов – все это вместе послужило на благо ансамбля, в котором поистине трудно найти изъян.

16 ноября 2023 г., "Музыкальный клондайк"